Найти тему
Ашманов и партнеры

Как собрать семантическое ядро для сайта

Оглавление

Семантическое ядро (СЯ) нужно собрать так, чтобы на его основе разработать стратегию эффективного SEO-продвижения, структуру сайта и его развития. В статье мы расскажем об этапах подготовки семантического ядра и об инструментах, которые вам пригодятся.

Максимально полный сбор семантики необходим для качественного охвата ниши. Чем больше источников использовано для сбора семантического ядра, тем меньше вероятность, что из поля зрения выпадут важные для бизнеса запросы.

Какие типы запросов включать

В ядро входят все фразы, по которым целевая аудитория может искать продукт или услугу. По этим фразам сайт продвигается в поисковой выдаче.

Продающие. Фразы с явным коммерческим содержанием, зачастую содержащие слова «купить», «заказать», «доставка» и так далее. Эта группа самая важная для продающих сайтов.

Общие (информационные). Фразы общего содержания, без уточнения вложенного смысла. Например, «маникюр». Неочевидно, хотел ли пользователь прочитать о технике маникюра, найти свежие идеи или купить маникюрные инструменты. Получается, что интент (смысл, который пользователь вкладывает в запрос при обращении к поисковой системе) очень размыт, а конкурентность запроса высокая. Продвигать по нему коммерческий проект в большинстве случаев не имеет смысла. Эта семантика интересна для крупных информационных сайтов, зарабатывающих на размещении рекламы, и агрегаторов.

Неявные информационные. Слова, которые на первый взгляд можно отнести к продающим. Например, «салонный маникюр». Но в выдаче по этой фразе представлены страницы агрегаторов и сайтов, где рассказывается, как сделать маникюр самостоятельно. Семантика тоже подходит для каталогизаторов и информационных проектов, продающих рекламные места.

Уточненные продающие. Если к словосочетанию «салонный маникюр» добавить уточнение «записаться», то он переходит в разряд продающих. Выдача будет сформирована агрегаторами и сайтами салонов. Запросы этого типа используются для коммерческих проектов.

Этапы подготовки семантического ядра

  • Составление списка масок или маркеров. Это базовый список, от него отталкиваются при дальнейшем расширении семантического ядра.
  • Расширение семантики. На основе базового списка выполняется парсинг, чтобы собрать вариации маркерных запросов с дополнительными словами.
  • Чистка полученного списка. Откидываются нерелевантные, дублирующиеся фразы, запросы с нулевой частотностью.
  • Кластеризация очищенного списка. Распределение семантики внутри имеющейся структуры сайта и подготовка рекомендаций для развития структуры.

1. Подбор маркеров

Семантическое ядро собирается на основе:

  • Названий товаров, услуг, их англоязычных вариантов, переводов, транслитераций, синонимов, разговорных и сленговых произношений.
  • Названий составных частей и компонентов, которые могут продаваться отдельно.
  • Вариантов решений, которые возможны на базе предлагаемого продукта.
  • Вариантов потребностей пользователя, которые решает продукт.

Сформировать список масок можно из:

  • Заголовков H1 страниц разделов, карточек товаров продвигаемого сайта (парсеры Screaming Frog, Netpeak Spider). Заголовки очищаются от неинформативных фраз, знаков препинания, дополняются словами, например, «цена», «купить». В словах не должно быть ошибок.
  • Заголовков H1 на сайтах конкурентов (парсеры Screaming Frog, Netpeak Spider). Алгоритм обработки тот же, что и с заголовками продвигаемого сайта.
  • Профессиональных терминов и сленга (изучение бизнеса, ниши, консультация со специалистами). Список наиболее устоявшихся профессиональных словосочетаний, сокращений также дополнит семантическое ядро.
  • Анализа контекстной рекламы в нише (SpyWords или аналоги). Сервисы показывают, по каким запросам проводились рекламные кампании в нише.
  • Поисковых подсказок (сервис A-Parser) и ассоциированных запросов (Яндекс Вордстат). Подсказки (саджесты) дают больший охват семантики и позволяют учесть, как пользователи ищут товар или услугу. Ассоциированные запросы показывают, что еще ищут пользователи вместе с теми фразами, которые уже охвачены.
  • Рекомендованных запросов в Яндекс Вебмастере. В панели вебмастера можно скачать рекомендации поисковика для продвигаемого сайта.

Обработка первичного списка

Собранную семантику объединяют в общий список для дальнейшей обработки.

Устранение дублей. Выполняется стандартной функцией MS Excel.

-2

Разделение интентов. Если в заголовке страницы отражено несколько категорий товаров, то для сбора семантического ядра их нужно разделять. Например:

-3

Пользователи ищут либо кеды, либо кроссовки, поэтому в семантическое ядро эти запросы включаются по отдельности.

Проверка частотности. Первичный список можно проверить в Яндекс Вордстате, если маркерных запросов много, то используются платформы Key Collector, Serpstat, MegaIndex и подобные. Дальнейшее расширение семантического ядра в первую очередь проводится для частотных запросов.

2. Расширение семантики для каждого маркера

Для небольших проектов можно воспользоваться Яндекс Вордстатом, собрав статистику для каждой маски.

-4

Сбор расширенной семантики для крупных проектов делается автоматически, через уже упомянутые сервисы Key Collector, Serpstat, MegaIndex.

Также можно обратиться к онлайн-платформам с готовыми базами, собранными для разных тематик. Например, Букварикс. При работе с готовым семантическим ядром нужно проверить актуальность базы (меняются модельные ряды, формат предоставления услуг и другие моменты) и полноту охвата для занимаемой ниши, списка продуктов.

3. Чистка семантического ядра

После парсинга семантическое ядро может насчитывать десятки тысяч фраз. Часть этих фраз не относится к бизнесу. Это могут быть запросы со словами «бесплатно», «своими руками», «рефераты» и подобные варианты. Они быстро удаляются фильтрами по стоп-словам в сервисах автоматического парсинга:

-5

Еще одна категория нецелевых запросов может относиться к совсем другой области, но фраза содержит целевое слово. Или запрос содержит услугу, которую владелец сайта не оказывает и не планирует оказывать. В этом случае используется анализ групп запросов:

-6

На ряде платформ можно производить анализ тем. Принцип распределения по темам и группам основан на смысловом содержании запроса. Нецелевые группы или темы можно удалять полностью.

4. Кластеризация семантического ядра

Кластеризации семантики – это распределение запросов по страницам с учетом опыта конкурентов. После кластеризации для каждого запроса определяется:

  • Тип запроса: коммерческий или информационный.
  • Возможность SEO-продвижения группы на одной странице.

В зависимости от сервиса кластеризации отслеживаются дополнительные параметры. Например, кластеризатор Лаборатории поисковой аналитики определяет:

  • Интенты и тематику.
  • Положение релевантных страниц в поисковых системах.
  • Связи между кластерами.

После кластеризации семантического ядра может потребоваться создание новых страниц и оптимизация имеющихся. В первую очередь стоит работать с приоритетными для бизнеса направлениями.

Актуализация семантики

-7

Семантическое ядро должно поддерживаться в актуальном состоянии. Выпускаются новые модели продуктов, бизнес может запустить новые услуги, что-то может уйти с рынка, могут измениться тренды. Актуализация семантики в большинстве случаев не требует переработки всего списка:

  • Собираются новые маркеры, обрабатываются.
  • По маркерам собирается расширенный список, очищается кластеризация.
  • Новый список сравнивается с уже имеющимся семантическим ядром, в него вносятся только те фразы, которые ранее не были охвачены.

Устаревшие, неактуальные запросы можно выявить при перекластеризации или анализе групп. Они удаляются из семантического ядра.

Это вкратце про сбор СЯ :) Читайте больше статей о поисковом маркетинге в нашем блоге. Удачного продвижения!