Когда группа фактически является не группой, а "проектом одного человека, то у такого подхода к написанию музыки есть как свои недостатки, так и свои преимущества. С одной стороны, такая манера творческой деятельности позволяет музыканту воплотить в жизнь все свои замыслы, даже самые отважные и дерзкие. Он не должен оглядываться на мнение других, а потому всю производимая им музыка является лишь отображением его внутреннего творческого эго, которое, как это не странно, интересно очень многим слушателям. Всё это можно сказать про рассматриваемый нами сегодня украинский проект Haissem, который является детищем мультиинструменталиста Андрей Толлока (вы можете знать его по его второму начинанию - Sunset Forsaken, где он делает больший уклон в сторону дума).
На своём четвёртом полноформатнолм альбоме проект Haissem демонстрирует нам весь амбициозный размах Андрея - он не просто играет блэк-металл, но миксует его с дэтом и прогрессивом, тем самым добиваясь очень сложного и интригующего звучания. На протяжении всех четырёх песен на альбоме можно отыскать действительно оригинальные гитарные пассажи и композиционно-инструментальные решения. Автор активно заигрывает со сменами ритма и то пускается вперёд на всех парах, то замедляется до гнетущей и вводящей в исступлении медленной тяжести. Такое разнообразите делает альбом гораздо более приключенческим и интересным для восприятия - очень важный аспект для варианта блэк-металла, где песни длятся дольше десяти минут. Более того, тут наблюдается очень приятный микс из олдскульного звучания (сразу приходят на ум ребята из Agathodaimon) и более современного подхода к жанру - создаётся впечатление, что музыкант намерено пытается объять все стали эволюционного развития блэка, дабы продемонстрировать перед слушателем своеобразную временную ретроспективу, - и ему это очень неплохо удаётся.
Однако мы забыли, что если мы использовали такой речевой оборот как "с одной стороны", то за ним обязательно должно следовать продолжение...
С другой стороны, когда человек в одиночку занимается своим собственным музыкальным проектом, то он лишается такого важного аспекта как стоп-кран. То есть за его спиной нет того человека, которая всплеснёт руками и закричит: "Прекрати! Что ты делаешь! Это же дичь какая-то!". И именно поэтому в музыке Толлока есть огромное количество действительно неудачных и утомительных моментов, которые портят впечатление от потенциально выразительного и значимого альбома. Определённые инструментальные партии кажутся излишне перетянутыми и даже ненужными, а стыковки между песенными сегментами иногда ощущаются чрезвычайно резкими и несбалансированными. Будто Андрей пытался собрать конструктор, но в итоге перепутал некоторые детали местами и теперь вся конструкция теперь скрипит от натуги и перенапряжения. Несомненно, у музыканта есть обширный опыт в написании подобного эпического и мелодического блэк-металла, и я готов признать, что на своих прошлых работах, а особенно на "Demonotone" 2019 года, он достигал действительно внушительных результатов, в этот раз Haissem звучат как далёкий от совершенства музыкальный проект.
Несомненно, "Kuhaghan Tyyn" окажется очень интересной и удовлетворяющей записью для тех, кто души не чает в экстремальной музыке, - тут есть свои моменты, которые заставят вас поджать нижнюю губу и довольно покивать подбородком. Но, если смотреть на запись объективно, то её трудно порекомендовать массовому слушателю и даже обожателю сложной и прогрессивной музыки. Как говорят англичане, "only for completionists".