Автомобильные боксы уже стали обыденным аксессуаром для любителей автопутешествий. Многие путешественники оценили преимущества такого дополнительного багажника на крыше. В то же время есть и те, кто разочаровался в автобоксе. Причина банальна: пластик днища автобокса часто растрескивается. Разберемся с этой проблемой подробнее и назовем основные причины появления трещин в изделии.
Материалом для изготовления автомобильных боксов в основном является так называемый ABS-пластик. По-научному его название звучит как сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола. Высокие конструктивные свойства, ударопрочность, широкий диапазон эксплуатационных температур, атмсферостойкость, а также стойкость к кислотам и щелочам обусловили применение АБС-пластика во многих сферах. Из него производят детали интерьера автомобилей, корпуса бытовой техники, канцелярские ручки и многое другое. Хорошо себя АБС-пластик зарекомендовал и как материал для автомобильных боксов.
Тем не менее уже немало автомобилистов столкнулись с проблемой, что пластик автобокса оказался хрупким. Некоторые уже даже после одной поездки замечают на днище первые трещины. С течением времени трещины увеличиваются, а дно автобокса полностью ломается. В большинстве случаев это связано с неправильной эксплуатацией. И лишь часть поломок вызвана производственным браком.
Перечислим основные причины поломки автобокса из ABS-пластика:
1. Неправильная установка автобокса на крышу.
Автобокс на крыше автомобиля должен находиться точно по центру. Если сместить его вправо, влево, назад или вперед, будет нарушена рассчитанная производителем аэродинамика. В результате крепления автобокса будут испытывать избыточную нагрузку.
2. Неправильный выбор размера автобокса.
Габариты автобагажника нужно подбирать в соответствии с габаритами автомобиля. Лучше всего чтобы размеры автобокса не превышали размер крыши машины. Также здесь следует учитывать и размер рейлингов. Расстояние между креплениями автобокса должно в общем случае 90 см. Но этот параметр нужно смотреть в инструкции по установке. Требования этой инструкции нужно соблюдать неукоснительно.
3. Неправильное крепление автобокса.
Крепежные болты не следует слишком закручивать. Ведь ABS-пластик при сильном надавливании начнет разрушаться. Хватит и того, что в местах крепления уже образовались микротрещины (они образуются при сверлении отверстий под крепления). Также не следует оставлять крепления слегка открученными. Ведь в этом случае автобокс будет вибрировать при езде, а вибрация способствует появлению и распространению трещин.
4. Неправильное распределение груза внутри автобокса
Поклажу в автобоксе нужно распределять равномерно. Тем более нельзя автобокс перегружать: если написано, что бокс выдерживает нагрузку в 80 кг, то эту цифру лучше не превышать.
Проблемы производителя
Гораздо реже встречаются поломки пластика автобокса, связанные с самим пластиком и технологией формования изделия. И эти причины производители обычно не озвучивают.
1. Некачественный пластик.
Еще на стадии производства ABS-пластик может получиться плохого качества. Листы пластика, которые потом используются для вакуумного термоформования деталей автобокса, могут не обладать заявленным характеристикам: прочностью, стойкостью к высокой температуре, ударостойкостью. Уважающий себя производитель автобоксов всегда проводит входной контроль качества листов ABS-пластика. Причем входной контроль не ограничивается лишь внешним осмотром, а включает и лабораторные испытания.
2. Несоблюдение технологии.
Все пластмассы, как и ABS-пластик, очень требовательны к соблюдению технологических режимов переработки. Превышение температуры нагрева в термоформовочной машине, некачественное охлаждение готового изделия, плохой крепеж листа в автомате – это и многое другое может привести к производственному браку. Причем один брак на производстве выявляют сразу. Например, когда изделие не соответствует заданной форме и размеру. Температурные же режимы влияют на структуру полимера, что, в конечном счете, сказывается на качестве готового изделия. Например, сильный нагрев и медленное охлаждение приводит к тому, что в пластмассе образуются кристаллические структуры. С одной стороны – это прочность и потеря эластичности, а с другой стороны – хрупкость и отсутствие ударостойкости. Перегрев материала приведет к ухудшению свойств ABS-пластика из-за термодеструкции полимера.
4. Неправильно разработанная конструкция автобокса.
Для придания прочности днищу автобокса его конструируют со специальными ребрами жесткости. Но эти ребра жесткости в полимере являются и точками, где наблюдаются самые высокие остаточные напряжения. То есть пластмасса будет ломаться именно в этих местах. Поэтому производителю необходимо тщательно прорабатывать конструкцию каждой модели автобокса и тщательно изучать прочность получившегося изделия в различных температурных режимах.