Продолжаем славную традицию копаться в фильмографиях великих режиссеров на предмет нахождения чего-то связующего (про творчество Пола Томаса Андерсона читайте здесь, про Дэвида Финчера - здесь и здесь).
Как уже однажды писал, если автор берется за какой-то новый фильм, то в сценарии/сюжете должно быть что-то такое, что его цепляет, что-то, что ему самому очень близко. И сегодня постараемся проанализировать творчество замечательно американского режиссера Майкла Манна.
Уже первый его фильм "Вор", о котором подробнее здесь, обозначил два момента, обязательных для большинства его фильмов.
1. Главный герой/Один из них обязательно должен быть профи в своем ремесле
2. Влюбленность чаще всего оказывается губительной для него.
Так, в дебютном фильме протагонистом у нас является медвежатник Фрэнк. Мастер своего дела, он становится широко известным в узких кругах, и его нанимает на дело один авторитетный бандит. Да только Фрэнк хочет уйти на покой, потому что встретил любовь, с которой собирается завести ребенка и стать примерным семьянином. Правда, эти планы не устраивают его нового босса, для которого Фрэнк – "золотая антилопа".
Следующим фильмом в карьере Манна стал фантастический триллер "Крепость", и он с трудом подходит под заявленные темы. Уже хотя бы потому, что продюсеры сократили фильм вдвое и смонтировали так, как нравилось им. Таким образом это и его, и не его фильм одновременно. В связи с тем, что трудно анализировать этого мутанта, предлагаю его пропустить.
Дальше был "Охотник на людей", о котором подробнее здесь. Тут у нас первое в фильмографии Манна состязание профессионалов. С одной стороны, агент ФБР Грэм, некогда поймавший другого профи в своем деле – доктора Ганнибала Лектора. С другой – собственно, сам знаменитый доктор, ведущий свою игру, и его поклонник, маньяк Зубная Фея.
Грэм лучше всех в непростом деле, у него свой метод погружения в сознание маньяка, что и позволяет ему думать, как преступник. Но тут, как в случае с бездной – пока ты вглядываешься в нее, она вглядывается в тебя – доктор Ганнибал тоже учиться думать, как агент ФБР.
Что до обречённой любви, то этот момент касается только Зубной Феи, который влюбился в коллегу, но не смог совладать с ревностью, на чем и погорел. А агент Грэм по ходу дела чуть не потерял свою семью, которая, как обычно в фильмах про борьбу добра со злом (например, Человек-паук Сэма Рейми), выступает идеальной мишенью для врагов и теми самым мешает герою заниматься исключительно своим делом.
В книге "Последний из могикан" Фенимора Купера (а точнее в сценарии по ней), по которой Манн снял свой следующий одноименный фильм, его конечно же привлекла фигура Соколиного Глаза – идеальный выживальщик, свой среди чужих, чужой среди своих. Он вовлекается в чужие военные действия, потому что влюбляется в дочку полковника Монро, в которую одновременно влюблен майор Хейворд. Один из них обречен в своей любви и погибнет, выполняя профессиональный долг.
"Схватка". Пожалуй, главный фильм в славной карьере Майкла Манна. Даже если бы он после нее ничего не снял, его имя навсегда вошло бы в своеобразный зал славы. Эпичное противостояние лейтенанта отдела убийств и главаря банды грабителей, мастерски разыгранное глыбами "Нового Голливуда" - Аль Пачино и Роберта де Ниро.
Каждый из них фанатик своего дела, каждый готов пожертвовать всем ради успеха. В связи с чем у первого разваливается семья, а у второго ее вообще нет, потому что его принцип гласит "В жизни не должно быть ничего, что может задержать тебя дольше, чем на 30 секунд, если заметишь за углом полицию". Но стоило ему раз отойти от него… А дальше лучше смотреть. Ну, а кто смотрел, и так знает.
Если предыдущий фильм был о противостоянии двух людей, то следующий – "Свой человек" - о сотрудничестве двух профи. Один химик, работающий на могущественную табачную корпорацию, второй – журналист, сделавший карьеру на «остром» материале.
Когда первому совесть не позволяет скрывать правду о производстве сигарет, он выходит на второго, чтобы слить секреты компании. Да только он не учел свою главную слабость – семью. Как уже писал выше, она часто становится идеальной мишенью для атаки недругов. Вот и тут давление бывших хозяев оказывается именно на семью героя, что на время выбивает его из борьбы. А ведь ради детей он все и начинал.
В байопике "Али" мы также можем обнаружить взаимосвязь между основным призванием героя – боксом – и семейной жизнью. Взлеты и падения на ринге сопровождаются таким же страстями и в личной жизни, в которой за фильм великий боксер сменяет трех спутниц жизни. С первой женой он расходится в связи с разногласиями с его новым увлечением – исламом. Второй жене он изменяет как раз на стадии перехода от статуса побежденного к статусу победителя. Новый этап профессиональной жизни – новая женщина. Прежняя же всегда помеха.
В "Соучастнике" в качестве нашего профи выступает герой Тома Круза – наемный убийца Винсент. Холодный, безжалостный, принципиальный, он за ночь должен ликвидировать 4 важных для судебного процесса людей. Но на пути у него оказывается влюбленный в одну из потенциальных жертв таксист, который изначально должен его всю ночь возить. Опять же профессионализму противостоит любовь, просто тут речь о разных людях, но кто сказал, что оба пункта всегда должны быть об одном человеке?
Следующий фильм – кино-версия прославившего Манна сериала "Полиция Майами". Она так же, как и исходник, рассказывает о двух оперуполномоченных, Санни Крокете и Рикардо Таббсе. В этот раз крутых парней внедряют в наркобизнес под видом перевозчиков. Их задача выйти на главу преступной организации. Да вот беда – Санни влюбляется в подручную наркоторговца, Изабеллу. Чем незамедлительно пользуется другой участник банды для расправы с полицейскими. Кстати, второму полицейскому тоже «мешает» любовь – его девушку похищают для шантажа. То есть, опять все та же тема семьи-"якоря".
Вышедший в 2009-м году "Джонни Д." во многом повторяет "Схватку", хоть и уступает ей по ряду моментов. Но нас сейчас не художественные достоинства интересуют.
Перед нами снова противостояние главаря воровской шайки и оперативника. Только в этот раз за основу взяты реальные события времен Великой депрессии: Джона Диллинджера ловит агент ФБР Мелвин Пёрвис. Снова два профессионала, снова два фанатика своего дела, у которых ничего кроме работы нет. А как только это что-то – любовь – появляется, все летит к чертям. Речь идет о влюбленности Диллинджера в гардеробщицу Эвелин. Показательно, что у Первиса нет никого, он и выходит победителем в этой схватке.
Ну и последний на данный момент фильм Манна – провальный "Кибер". Компьютерный гений в исполнении Криса Хемсворта идет на сделку с правительством: он помогает найти опасных хакеров в обмен на сокращение тюремного срока. В рамках операции им и целой бригадой командует китайская капитанша. Несмотря на преданность делу и знание того, что герой преступник, она влюбляется в него, что уводит ее с истинного пути – с ним, и с ворованными деньгами. Можно сказать, что как профи в этот момент она и заканчивается.
Несмотря на периодические промахи Майкл Манн – профессионал в своем деле. Режиссер, продюсер и сценарист, работающий одновременно в кино и на телевидении. При всех разностях фильмов за всеми ними виден авторский почерк (не только содержательный, но и формальный), а это в мире кино дорогого стоит, тем более что зачастую в Голливуде режиссеров не допускают до окончательного монтажа. Что мы и видели в начале творческого пути Манна. Неудивительно, что его так влекут схожие в стремлениях герои. Даже если они злодеи.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы