Работая в шахте, отец чуть ли не каждый год в отпуск ездил на две-три недели в Подмосковье к своему дяде. В 70-е годы домой возвращался с двумя чемоданами: в одном – вещи, в другом – апельсины для меня и моей сестры. У него это было уже что-то вроде традиции. С сестрой мы были школьниками, в местных магазинах в те годы цитрусов отродясь не бывало (во всяком случае, в свободной продаже их не было). Поэтому отец после поездки на несколько недель обеспечивал нас тропическими фруктами. Ну мы и отдувались! Кожуру сушили, добавляли в чай.
В одной из поездок с апельсинами отцу не повезло. Как обычно за время своего пребывания в гостях он регулярно ездил в Москву, прохаживался по магазинам, закупался вещами. А в последний день уезжал на электричке в столицу со вторым (пока ещё пустым) чемоданом и по полной затаривался апельсинами. До поезда его провожали, с вокзала до дома приезжал в такси, так что особо напрягаться с двумя битком набитыми чемоданами не приходилось.
Итак, очередное пребывание в гостях близится к завершению, завтра уезжать. Взяв в руки «цитрусовый» чемодан, с утра пораньше отправился в Москву. Намеревался быстренько управиться с покупкой апельсинов, но не тут-то было! Ещё вчера апельсины продавали то тут, то там, а сегодня по непонятной причине их нигде нет. После долгих поисков наконец-то нашёл, но очередь за ними длиннющая-предлиннющая. И в одни руки дают только по два кило.
Делать нечего, отстоял очередь, продавщица высыпала в чемодан два килограмма апельсинов и они раскатились по дну словно бильярдные шары на столе. Вышел из магазина, постоял-подумал занимать ещё раз очередь или пойти поискать другую точку. Поразмышлял – ну отстоит он ещё раз очередь, опять купит пару кило и затем снова что-ли в конец очереди вставать? Так и апельсинов не хватит, чтобы заполнить доверху чемодан.
Пошёл дальше искать новые апельсины. Пройдя пару кварталов и не найдя более в продаже апельсинов, пришёл к мнению, что дальнейшие поиски будут бесполезны и просто-напросто потеряет время. И тут у него появился весьма необычный план. Развернувшись, он решительно направился обратно в магазин, где хотя бы по два кг, но продают апельсины.
Очередь всё также длинная. Не обращая внимания на очередников, отец сразу же двинулся к продавщице. В очереди зашумели: «Куда без очереди? Продавец, не отпускайте мужчине апельсины!» Отец жестом руки дал понять, что он по другому вопросу, успокойтесь и не шумите раньше времени. Дождался когда продавщица отпустит очередного покупателя и, к немалому удивлению всех – и людей в очереди, и продавца – водрузил на прилавок чемодан с ранее купленными апельсинами:
– Полчаса назад я купил у вас апельсины. Заберите их обратно, взвесьте на весах и верните мне деньги.
Продавец растерялась:
– А в чём дело?
Очередь притихла. И даже те, кто разговаривали между собой, замолчали и настроили уши на прилавок. Отец пошёл ва-банк:
– Понимаете, я пошёл на станцию метро, по дороге пить захотелось, съел один апельсин, а он горький и с чернотой в середине. Да и «шкура» у него сильно толстая – почистишь, а там в рот-то положить особо нечего.
Продавщица возразила:
– Да нет же, мужчина! Мы ели в подсобке – хорошие были апельсины.
Отец не унимался:
– Может, вам повезло и хороший апельсин попался. А мне их в Сибирь детям везти. И что? мои дети будут есть горькие апельсины?
Продавщица опять:
– Да хорошие апельсины! Везите домой, детям понравятся.
Отец ни в какую не соглашается:
– Нет уж! Сказал: забирайте и деньги возвращайте. Тут через два квартала во дворе продают ещё апельсины – крупные, красивые, очереди никого и бери сколько хочешь.
Для наглядности отец машинально махнул рукой, показывая в каком направлении якобы торгуют апельсинами без лимита и без очереди. Между тем продавщица никак не хотела принимать обратно товар и возвращать за него деньги. Данное обстоятельство только сыграло на руку отцу. Во время спора продажа апельсинов остановилась, очередь тихонечко зашушукала, кто-то тихо без лишних слов свалил из очереди и двинулся в указанном направлении. Уловив взглядом как очередь стала редеть, отец с ещё более эмоциональной одержимостью стал пререкаться с продавцом. Чем дальше, тем быстрее таяла очередь. Не мудрено: ведь не хотелось же упускать случая поскорее отовариться сочными плодами! Да и не мешало бы опередить конкурентов, заранее заняв очередь за безлимитными апельсинами где-то там за пару кварталов, которые, кстати, нужно было ещё найти.
На радость отцу продавщица оказалась на редкость упёртой. Другая бы давно уже плюнула и забрала товар обратно. А эта нет – не возьму и всё тут! Между тем через несколько минут ожесточённой перепалки очередь совсем иссякла и сократилась до одного человека (не считая отца – он не в очереди). Мужчина с невозмутимым видом быстро продвигался к прилавку по мере ухода впереди стоящих. Его каменное лицо не выдавало никаких эмоций, в руке держал большой чемодан. Когда вся очередь ушла в поисках мифических апельсинов и у прилавка остались только отец и незнакомый ему человек, отец вдруг резко изменил тон голоса:
– А знаете что? Очередь убежала, а Вам апельсины продать нужно. Нас тут двое. Вы уж не сердитесь и пойдите нам навстречу – мне, и ему, – отец указал на оставшегося покупателя, – насыпьте по полному чемодану. Вам-то всё равно, а нам апельсины детям везти.
Каменное выражение лица мужчины сменилось мягкой улыбкой и в знак согласия кивнул головой. Продавщица оторопела, у неё пропал дар речи. А потом... потом дико расхохоталась:
– Ну, мужик! Ну, покупатель! Ну надо же – всю очередь обманул. Да за такую смекалку.., – продавщица весело кивнула головой. – Давайте быстренько ваши чемоданы, пока очередь назад не вернулась.
Быстренько взвесила на весах апельсины и довольные покупатели с полными чемоданами отправились на вокзал.