Христианство меняется – быстро-в век, когда торговля, коммуникации и путешествия связаны во всем мире беспрецедентными способами. Как мы понимаем эти изменения в вере и какое влияние окажет глобальная связанность на церковь?
Тенденции не привели к резкому сокращению относительного числа христиан в мире. Общий процент был относительно стабильным. В 1910 году христиане составляли примерно 35 процентов всего населения Земли; столетие спустя христиане составляли 32 процента.1
Что изменилось, так это глобальное географическое распространение христианства. Основные сдвиги произошли с Северного полушария на южное и с запада на Восток. В 1910 году 66% христиан мира проживали в Европе; в 2010 году этот процент снизился до 26%.Это связано не только с ростом христианства в других странах, но и с секуляризацией Европы. Сегодня церкви там превращаются в другие типы учреждений с пугающей скоростью. В Англии велись споры о характере бизнеса, который может захватить церковную собственность – например, паб приемлем, а секс-шоп-нет.
Мировая война и ночи Бинго
Существует множество причин упадка христианства в Европе. Две мировые войны оставили шрамы в умах многих европейцев: люди задавались вопросом, Где же Бог. Действуют и другие факторы. Одно из самых интересных наблюдений, которое я слышал, было сделано лютеранским епископом в Швеции. На обеде в Лунде я спросил ее, как дела в ее епархии. Она сказала, что люди посещали вечера бинго в течение недели в гораздо большем количестве, чем богослужения в воскресенье. Я спросил почему. Она предположила, что социализм шведского правительства был важной причиной. Правительство взяло на себя ту роль, которая раньше принадлежала церкви. Вместо того чтобы церковь приносила больным еду, убирала их дом или подвозила к врачу, правительство предоставляло все эти услуги. Церковь утратила свою роль в обществе. Каковы бы ни были причины упадка христианства в Европе, реальность его упадка неоспорима.
Африканский Век?
В отличие от этого, христианство взрывается в Африке. В 1910 году только 1 процент христиан мира проживал в странах Африки к югу от Сахары; в 2010 году этот процент вырос до 24 процентов.Рост произошел не только в пятидесятнических или харизматических движениях, но и в основных христианских традициях. В 1900 году в Британии проживало более 80% англиканцев; в 2008 году это число сократилось до 33%. К 2008 году число англиканцев в странах Африки к югу от Сахары достигло 55 процентов.4
Точно так же Римско-Католическая Церковь в Африке за последние 100 лет выросла в геометрической прогрессии – с менее чем 1 процента мирового католического населения в 1900 году до 16 процентов мирового католического населения в 2010 году.
Одним из упущенных факторов является то, что многие в Африке ассоциируют христианство с демократией и экономическим процветанием. Люди тяготеют к нему как к средству восходящей мобильности.
Христианство распространилось в Латинской Америке. Рассматривая католицизм, мы можем видеть этот рост: в 1910 году 24 процента католиков мира жили в Южной Америке или Карибском бассейне; к 2010 году этот показатель вырос до 39 процентов.Все эти цифры рассказывают историю Южного переселения христианства. В 1910 году только 9 процентов христиан мира жили на юге. В 2010 году этот показатель вырос до 24 процентов.7 христианство распространилось на востоке. Подсчитано, что в 1910 году 4,5 процента христиан мира жили в Азиатско-Тихоокеанском регионе; в 2010 году это число выросло до 13 процентов.Самый впечатляющий рост христианской веры происходит в Китае, хотя невозможно точно сказать, насколько быстро. С 1949 года в коммунистическом Китае существует официальная церковь. Те, кто не желает регистрироваться, создали подпольные или домашние церкви. Со времен Культурной революции (1966-1976) они получили широкое распространение. Согласно одной из недавних оценок, общее число христиан в Китае составляет 67 070 000 человек9.
Плюрализм Растет
Есть еще одна тенденция, которую следует учитывать: когда мы думаем о глобальной Церкви, невозможно игнорировать присутствие других религий. С 32 процентами населения мира христианство является крупнейшей религией сегодня. Однако мусульмане составляют 23 процента, неаффилированные лица-16 процентов, индуисты-15 процентов, буддисты-7 процентов, народные верующие-6 процентов. Все остальные группы составляют менее 1 процента.10. как мы должны реагировать на меняющиеся ландшафты религиозного мира? Позвольте мне предложить четыре ответа.
1) изменение центра тяжести. Численный сдвиг христианства с севера на юг и с запада на Восток существенно изменит его характер. Для тех христиан, которые принадлежат к всемирной общине, присутствие африканцев будет становиться все более и более очевидным. Среди протестантов это означает, что африканские церкви скоро - если они еще этого не сделали-получат больше голосов, чем их северные коллеги. Между Севером и Югом уже существует некоторая напряженность. Христиане в Южном полушарии, как правило, более консервативны в этическом отношении. Церкви, такие как англиканская община или Объединенные методисты, должны будут обсудить эти разногласия. Избрание латиноамериканского Папы Римского пошатнуло дух католицизма. Дальнейшие перемены, скорее всего, произойдут, когда церковь однажды изберет папу из Африки. Короче говоря, мы не можем рассматривать будущее мировой веры, не рассматривая церкви в Южном полушарии как растущую силу.
2) богословие. Если мы верим, что опыт является проводником теологии, нам нужно научиться уважать различные переживания, которые формируют теологии во всем мире. Они окажут непосредственное влияние на нашу теологическую рефлексию. В Китае существуют естественные трения между официальной церковью и подпольными или домашними церквями, хотя они, по-видимому, улучшаются. В Африке христиане борются с отношениями между своей духовностью и местными религиями.Духовность африканских христиан часто представляет собой смесь туземных и христианских выражений.
Эти события представляются мне примерно аналогичными состоянию христианства в первые три столетия до н. э. в свое время существовала модель мышления ранней Церкви как единой монолитной традиции. Традиция началась с Иисуса Христа, была развита апостолами и нашла свое полное выражение в трудах епископов, сменивших апостолов. Некоторые ответвления от этой традиции были неортодоксальными, но они были разоблачены апостолами, а затем и ересиологами. Эта модель христианского происхождения в значительной степени является построением ранних христианских ересиологов, таких как Ириней.
Наука двадцатого века опрокинула эту модель. Сегодня признается, что христианство возникло в различных формах в различных местах.Опыт христианства в Иерусалиме I века был совершенно иным, чем в Коринфе. Изначально не было такого понятия, как православие в смысле единого и четко очерченного движения. Православие возникло из слияния различных форм или образцов христианства. Это не значит, что не было преемственности с самыми ранними формами христианства, но что православие было явным развитием. Он не был осуществим до возвышения епископов и принятия христианства Константином.
Другими словами, вместо того чтобы думать о принудительном единообразии, мы должны думать о разнообразии в рамках большего единства. Если это вас пугает, то мы должны помнить, что именно разнообразие ранних веков помогло христианству обрести свою живость и позволило ему укорениться в различных обстоятельствах по всему римскому миру. Я думаю, что мы должны позволить себе такую же свободу сегодня.
3) сообщество. Цифровой мир-это величайшая инновация со времен печатного станка, и он изменил то, как мы думаем о сообществе. Статистический подъем “нон " породил новую социологическую категорию – людей, обладающих чувством духовности, но имеющих аллергию на религиозные институты. Это поколение формирует индивидуальные кибер-сообщества, а не сообщества из плоти и крови. Тот факт, что две трети нон в США являются духовными, но не религиозными, делает их отличными от их более светских европейских коллег. Примечательно, что феномен непривязанности носит поколенческий характер: 32 процента людей в возрасте 18-29 лет считают себя нонами, тогда как только 9 процентов старше 65 лет считают себя нонами.
Нынешнее поколение настороженно относится к институциональным формам христианства по многим причинам. Скандалы институциональной церкви, растущее недоверие к институтам, неспособность церквей провозглашать Евангелие ясно или достоверно-все это способствовало этому. На мой взгляд, решающим фактором является то, как молодые люди думают об обществе и, следовательно, о религии. Они рассматривают религию как вопрос необязательного личного программирования. Многие создают свои собственные сети, а не присоединяются к той, которая их объединяет. Они не присоединяются к церквям. Конгрегации изо всех сил пытаются установить отношения. Как заметил один священник: "у нас слишком много восьмидорожечных церквей в мире MP3."14 мы должны научиться строить сообщества с помощью цифровых коммуникаций, которые удовлетворяют потребности людей из плоти и крови. Нам нужно показать, как разные люди могут жить вместе и любить друг друга в духе Христа.
4) от веры к вере. Мы должны признать, что мы-лишь одна треть населения мира. Как мы должны думать о других двух третях? На практике этот вопрос для одних христиан является более насущным, чем для других. В последнее десятилетие 45% новых браков в США пересекали основные конфессиональные границы или были межконфессиональными. В 1950 году только 20% браков были межконфессиональными или межконфессиональными. Одним из возможных следствий этого является то, что она будет способствовать развитию добрых отношений между общинами веры. Нам нужно будет сохранять нашу вежливость по мере того, как меняется смесь вероисповеданий. С другой стороны, исследования показывают, что межконфессиональные браки сталкиваются с более высокими показателями неудовлетворенности или неудачи. Я не ожидаю, что эти браки станут менее частыми, но признаю, что они могут быть проблемой.
Доверие под угрозой
Между тем в нашем мире слишком много мест, где религия используется как предлог для насилия. Это должно касаться всех людей веры. Это грозит резко увеличить процент неаффилированных. Это угроза авторитету всех религий.
Мы должны найти способы быть лояльными к нашим собственным верованиям и практикам и в то же время быть терпимыми к другим. Как христианин, я не могу сказать, что сказал Махатма Ганди, когда его спросили, был ли он индуистом. Ганди ответил: "Да, это так. Я также христианин, мусульманин, буддист и еврей."Как бы я ни восхищался Ганди, Я могу только признаться, что я христианин. Моя преданность Христу исключительна. Это, однако, не требует от меня исключительного отношения к религии. Как христианин, я имею Библию, которая содержит еврейскую Библию. Было бы невероятно глупо с моей стороны отрицать, что евреи понимают Бога, или отрицать истинность большинства моих собственных Писаний.
Мир движется глубокими путями. Мы не должны думать, что христианство исчезает. Однако она меняется.
Концы земли
Я провел большую часть своей жизни, изучая деяния Луки в Новом Завете. На мой взгляд, эти две работы предлагают самостоятельное определение христианства в рамках более широкого древнего греко-римского мира. Автор мыслил не локально, а глобально. Евангелие открывается и закрывается в Иерусалиме. Деяния открываются в Иерусалиме и закрываются в Риме, символический географический ход. Автор установил это в начале деяний, когда Иисус сказал апостолам: “вы будете моими свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и до края земли.Самым удивительным аспектом этого заявления о "концах Земли" является то, что оно остается открытым. Павла везут в Рим, где он ожидает суда, но никогда не приходит на суд. Как читатели, мы хотим знать, что с ним случилось. Автор нам ничего не говорит. А почему бы и нет? Я не думаю, что это потому, что автор не знал о судьбе Павла, но что автор хотел, чтобы мы поняли, что история еще не закончена. Она продолжалась. Это был авторский способ бросить нам вызов, чтобы мы продолжили рассказ “на край света".”
Мы живем в мире, который автор Деяний никогда не представлял себе, но допускал, когда рассказывал историю на край света. Я скажу вам то же, что говорю студентам Йельской школы богословия. Христианство меняется в нашем глобализованном мире; я не знаю, как оно будет выглядеть через 50 лет, но я знаю, что вы будете писать его историю своими жизнями. Пиши хорошо.
Грегори Стерлинг-преподобный Генри Л. Слэк декан и Лилиан Клаус профессор Нового Завета в Йельской школе богословия. Автор нескольких книг, он концентрирует свои исследования в Эллинистическом иудаизме, сочинениях Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Луки-деяниях. Его следующая книга, для Эрдманса, называется "определение настоящего через прошлое".
Примечания 1 Луис Луго и Алан Куперман, "глобальное христианство-доклад о численности и распределении христианского населения мира", форум исследовательского центра Pew Research Center по религии и общественной жизни (Dec. 19, 2011). По оценкам, это 611 810 000 человек из 1 758 410 000 всего населения мира в 1910 году и 2 184 060 000 человек из 6 895 890 000 всего населения мира в 2010 году.
2 Луго и Куперман, " глобальное христианство.”
3 Луго и Куперман, " глобальное христианство.”
4 Луис Гуго, Брайан Дж. грим и Элизабет Подребарак,” глобальное англиканство на перекрестке", форум исследовательского центра Pew Research Center по религии и общественной жизни (19 июня 2008 г.).
5” Глобальное католическое население", форум исследовательского центра Pew Research Center по религии и общественной жизни (февраль. 13, 2013). Эти цифры варьируются от менее чем 1 миллиона до 171 миллиона.
6 " Глобальное Католическое Население.- По оценкам, в 1910 году их было 70 650 000, а в 2010 году-425 400 000.
7 Луго и Куперман, " глобальное христианство.”
8 Луго и Куперман, " глобальное христианство.”
Луго и Куперман, " глобальное христианство.- В последнее время было несколько попыток сосчитать христиан. Для согласованности я использовал номера скамей.
10 "глобальный религиозный ландшафт", проект Pew Research Center Religion and Public Life Project (Dec. 18, 2012). По оценкам, это 2,2 миллиарда христиан, 1,6 миллиарда мусульман, 1,1 миллиарда неаффилированных, 1 миллиард индуистов, 500 миллионов буддистов, 400 миллионов народных религий (например, африканские племенные религии, китайские народные религии, североамериканские религии или австралийские аборигенные религии) и 14 миллионов евреев.
Среди исследований, посвященных этому вопросу, следует отметить работы Ламина Санне "западноафриканское христианство: религиозное воздействие" (Hurst, 1983) и Джерри Тер Хаара "как Бог стал африканцем: Африканская духовность и Западная секулярная мысль" (University of Pennsylvania Press, 2009).
Классическим утверждением этого является Walter Bauer, Rechtgläubigkeit und Ketzerei in ältesten Christentum (BHT 10; Tübingen: Mohr, 1934, 19642). Есть английский перевод "Православие и ересь в раннем христианстве" (пер. Роберт А. Крафт и Герхард Кробель, крепость, 1971).
13 Об этом сообщали многие, наиболее известные в “Nones on The Rise”, Pew Research Center Religion and Public Life Project (Oct. 9, 2012).
14 Отис Мосс III в лекциях Бичера, Йельская школа богословия (октябрь 2014 года).
15 деяния 1: 8. Смотрите эхо в Деяниях 13: 47.