Эльдар Рязанов - известный советский режиссер, много работавший в жанре кинокомедии. Правда, с течением времени его фильмы становились все менее смешными и все более сентиментальными, а порою даже грустными. Если вспомнить один из его последних фильмов " Андерсон. Жизнь без любви" (2006), то он даже и не претендует на жанр комедии, как и печальная история в кинофильме "Дорогая Елена Сергеевна" (1988). Но среди истинных комедий режиссера, где много смеха, шуток и крылатых фраз, как и в других знаменитых картинах, особняком стоит фильм "Гараж".
Он очень смешной и очень грустный одновременно. Смешной, потому что персонажи очень узнаваемы, хотя в чем-то и гиперболизированы. Здесь и "добренькая" замдиректора Аникеева и насквозь лицемерный искуситель Сидорин, представитель "золотой молодежи" сын Милосердова, прихвостень и конформист Карпухин, ветеран ВОВ Якубов, жена вечно притесняемого сотрудника Гуськова, борец за справедливость лаборант Хвостов и хамоватая директор рынка Кушакова. А грустный, потому что, когда смотришь на все происходящее на экране, то понимаешь, что это история, к сожалению, про всех нас. И не важно, что нет уже кооперативов, да и гаражи постепенно уходят в прошлое. А вот человеческие пороки и слабости, как и добродетели и настоящий, хоть и бытовой героизм по-прежнему на своем месте.
Самые незащищенные и слабые члены общества, которые нуждаются в помощи больше всего, как обычно оказываются униженными и оскорбленными. А власть имущие и "блатные" как всегда получают все блага просто потому, что они близко к кормушке, ну, и потому что помогают друг другу, в том смысле, что рука руку моет. Но печальнее всего смотреть на персонаж Вячеслава Невинного - горделивый подхалим рядовой научный сотрудник Карпухин, которому даже благ никаких особых от поддержки руководства кооператива не перепадает. Но всем своим подленьким существом, он понимает, что ближе к начальству всегда лучше и спокойнее, а слабые и убогие, каковыми он считает лаборанта Хвостова и мать-одиночку Малаеву, должны знать свое место и не высовываться.
Или безымянная героиня в мохнатой шапке, которая всегда "за", тоже вечно печальный образ отечественной действительности - не вникать ни во что, оно ведь напрямую меня не касается и "моя хата с краю", но на всякий случай я всегда с большинством.
Один из самых сильных моментов - возглас внезапно заговорившего Хвостова: "Люди, люди, человеки" . Ведь и правда герои в своих спорах и выяснениях отношений уже точно потеряли человеческое лицо. Здесь же фраза ветерана Якубова, которому вернули гараж, и он проголосовал против других обиженных, а по сути против своей совести: "Я бы сам с собой в разведку не пошел".
Потому эта смешная комедия такая грустная, что затрагивает самые глубинные наши чувства и мысли, и они оказываются совсем не лицеприятными. Ведь, если спросить себя, а как на месте этих героев поступил бы я сам, как проголосовал бы, какой сделал выбор, когда стоит вопрос "я" или "другой".
Вот такие серьезные мысли посещают меня при просмотре этой комедии, и становится как-то невесело. С другой стороны, именно такие фильмы позволяют задуматься о себе, времени и людях, а без этого невозможно движение вперед и изменения в лучшую сторону.
Все фото и изображения взяты из открытых источников
Ставьте лайк, если вам понравилась эта статья и подписывайтесь на наш канал. Всего вам самого доброго - здоровья, любви и семейного счастья.