Настя Старостина-Манза садится в следж-хоккейные сани, мама помогает ей зафиксировать ноги и положение с помощью ремней, всего несколько касаний клюшками льда, и через 3 секунды спортсменка исчезает из поля зрения. Она была первой девочкой в команде мальчишек, и почти сразу стала нападающей. «Мне нравится забивать голы, это так радостно, когда шайба летит в ворота мимо вратаря», – говорит Настя.
Насте 16 лет и у нее расстройство аутистического спектра. Она гиперактивна, любит поговорить и поиграть сразу и со всеми, раньше на уроках ей сложно было удерживать внимание на словах учителя. Девочка быстро перевозбуждалась и из-за этого ей было сложно сформулировать свои мысли.
«Настя не понимала, как вести себя в коллективе. Например, все делали разминку, а она отбегала и пинала мячик, не реагируя на команды учителя», – рассказывает педагог физкультуры Юрий Торгашев.
Все изменилось после того, как в школе стали проходить мероприятия РООИ «Перспектива». На одно из них – мастер-класс по следж-хоккею был приглашен 5-ый «Б» класс. Ребята приехали на ледовую арену «Морозово», где игроки взрослой следж-хоккейной команды рассказали детям об этой игре и дали возможность самим попробовать выйти на лед.
«Настя давно мечтала играть в хоккей. Но это очень травмоопасная игра, а следж-хоккей мне показался менее опасным, есть надежная фиксация на санях. И я согласилась. Почти сразу после знакомства с игроками мы решились записаться в детскую команду», – вспоминает мама Насти, Евгения.
Девочка занимается следж-хоккеем четвертый год и очень переживает, что во время карантина пришлось приостановить тренировки, ведь ей так нравится быть частью команды. Мама заметила, что эти занятия дали толчок не только к физическому развитию, но и к социальной адаптации: «У Насти появились друзья с тренировок, ребята очень ее уважают, она ценный игрок команды. Они вместе участвуют в турнирах и фестивалях в других городах, ее жизнь наполнилась новыми яркими событиями и положительными эмоциями. Дочь стала более собранной, целеустремленной, у нее появилась выдержка, она научилась контролировать себя и свои эмоции».
Учитель по физкультуре участвовал в семинарах «Перспективы» по адаптивной физкультуре. Там он узнал приемы включения ребенка-инвалида в занятия спортом и успешно реализовывал их в своей практике. Например, на слух дети с РАС не всегда усваивают информацию, им лучше объяснять на наглядных примерах. Настю ставили в пару с ребенком, с которым она дружила, и который был для нее живым примером «как надо». Она повторяла за ним движения и постепенно все начало получаться. Например, так Настя научилась играть в футбол.
«Считается, что дети с РАС менее эмоциональны и не могут играть в команде, но история Насти ломает эти стереотипы. Дружба, сочувствие, командный дух присущи им как и всем детям, просто они не всегда их показывают. У Насти со следж-хоккеем эмоции вышли наружу. Она очень переживает, если что-то не получается, стремится хорошо сыграть, добиться победы любой ценой. После того, как она вышла на лед, она научилась сдерживать себя, стала сосредоточенной на уроках и стала слушать педагога», – говорит учитель физкультуры.
Настя всегда с радостью возвращается на лёд. Ведь надо готовиться к соревнованиям, вперед к новым победам!
Мероприятия для детей и педагогов школы № 1321 г. Москвы проведены в рамках проектов Nike «Дети в движении. Вместе лучше!» и «Дети в движении – Все вместе!» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.