Новую работу автора "Матильды" традиционно хотят запретить.
Тяга к слову "рок" у режиссера Учителя известна еще с советского времени, с момента работы над одноименным фильмом. Только слово "рок" Алексей Ефимович понимает не как "rock", в смысле "music", а более широко и объемно, так что музыка в нем полностью исчезает.
Так было в 1988 году, когда в документальной ленте "Рок" говорили о зле социализма, а не о музыке. Так случилось и в фильме "Цой", где самого фронтмена группы Кино нет, а есть только ящик, который везет в Санкт-Петербург, главный герой сюжета водитель автобуса, вы понимаете какого. Как вы догадались кина не будет. В смысле большого искусства.
В этой связи не понятно возмущение, которой подняли известные личности вокруг фильма, даже не видевшие его. Видимо инерционная волна неприятия фильма "Матильда" до сих пор блуждает по стране.
Фильм "Рок" хвалят за показ лидеров питерского рок-андерграунда в обычной жизни. Стоит отметить, что для истории там особо ничего не задокументировано. Длинные атмосферные планы питерских видов и прохожих занимают процентов двадцать фильма. Хождение БГ по лестнице и его бытовые беседы с чадом интересны для семейного архива. Своей цели Учитель конечно добился. Опорочил советскую систему и приземлил небожителей. Дескать смотрите рок-звезды, которые на Западе получали бы миллионы, в СССР работают кочегарами, крутят пленки в кинотеатрах и сторожат ужасное народное имущество.
Интересен момент, который вряд ли в то время мог прочувствовать Учитель. Антон Адасинский лидер АВИА, внук репрессированных профессиональных революционеров-меньшевиков, спокойно говорит тяжелой судьбе своих предков и занимается переосмыслением (до сих пор) тоталитарной эстетики. Физкультурная группа АВИА делает пожалуй лучшее на сегодняшний день шоу на нашей рок-сцене.
Разве мог понять тогда Алексей Учитель, что рок-музыканты в большинстве своём не были врагами системы. Кстати, часть кадров с Цоем из фильма "Рок" Учитель перенес в новую картину.
Цой, кидающий уголь в топку печи, освещает место будущей распивочной. Те кто зарабатывает на его имени сегодня, не имеют представления об атмосферах в отопительных система, у них нет мозолей от лопаты и угольной пыли в легких.
ЦИТАТА
Виктор Цой о роке:
"Это ни в коем случае не хобби, это образ жизни. Это то ради чего я сегодня готов, собственно, пожертвовать практически всем".
Из фильма "Рок"
По сути Виктор Цой в фильме "Рок" сказал всё. Зачем Учителю понадобилось снимать фильм про судьбу водителя Яниса Фибикса, человека, который стал невинной жертвой обстоятельств? Зачем додумывать, то что произошло на трассе "Слока-Талси" под латвийским Тукумсом после 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года.
То что картина будет в очередной раз обличать советский строй в этом можно не сомневаться. Но, как сказал сам режиссер, нельзя запрещать художнику высказываться. Даже если родственники Цоя недовольны сценарием, который был опубликован в журнале "Искусство Кино".
Сын Виктора Цоя 1 сентября 2020 года обратился к президенту РФ с обращением запретить выход в прокат фильма Алексея Учителя, про его отца. Об этом сообщило издание Газета.ру. Мнение Александра поддержали, как сообщил он сам, отец Виктора Роберт Цой, Наталья Разлоговая (гражданская жена Цоя), музыканты группы Кино Юрий Каспарян и Игорь Тихомиров. В претензии к режиссеру стоит отметить ключевую фразу "выход фильма не был согласован с наследниками музыканта". Правда какое отношение имеют родственники музыканта к водителю автобуса, ставшего главным героем фильма, не понятно. Тем более, что практически все что происходит в фильме является художественным вымыслом. Что там может быть, по мнению авторов обращения, порочащим честь музыканта.
В результате контролирующие органы не нашли в картине Учителя ничего не законного и выдали прокатное удостоверение.
Премьера фильма состоится 3 сентября.