Найти тему
СамЭлектрик.ру

Зачем нужны нормально замкнутые контакты

Оглавление

Почему в контрольных цепях нужно применять нормально закрытые (замкнутые) контакты

Чтобы проверить нормально открытый контакт, нужно его активировать, то есть нажать. Только тогда станет ясно, замкнулся он или нет. Исправен он, или нет.

А в нормально закрытых контактах через сам контакт постоянно протекает ток, принимая участие в работе схемы. Если нажать на кнопку с нормально закрытыми контактами, она разомкнется.

На фото - 4 кнопки "Аварийный останов"
На фото - 4 кнопки "Аварийный останов"

То же самое произойдет, если эти контакты будут неисправны – схема просто-напросто не будет работать.

Иными словами, НЗ контакты сами себя проверяют, чего не скажешь о НО контактах.

Иногда происходит путаница в понятиях НЗ и НО применительно к принципам работы конкретных устройств. Например, тепловые реле. В нормальном состоянии НЗ контакт у него замкнут (так же, как у кнопки «Аварийный СТОП» или "СТОП"). Контакт размыкается, когда ток через тепловое реле превышает допустимый. И на схемах эти контакты обозначают как нормально замкнутые. Тут всё понятно.

На фото показан НО и НЗ контакты для кнопок "Пуск" и "Стоп"

Правильно используйте контакты, и всё будет ZEB.
Правильно используйте контакты, и всё будет ZEB.

Путаница начинается, когда заходит речь о мотор-автоматах (АЗД) и защитных автоматах (АВ). В НОРМАЛЬНОМ состоянии все контакты, в том числе и контакт тепловой цепи у него разомкнуты. Однако, в РАБОЧЕМ состоянии все контакты у него замкнуты, иначе схема не будет работать. Но на схемах все контакты обозначают именно в НОРМАЛЬНОМ состоянии, то есть разомкнутые.

Автомат защиты двигателя
Автомат защиты двигателя

Обратите внимание - разомкнутыми изображены не только силовые НО контакты, но и сигнальный контакт, который дает сигнал на контроллер.

Кстати, про эту путаницу и про то, как из-за неё я чуть не спалил контроллер, я писал на Дзене в статье про сигнальные контакты Автомата защиты двигателя.

Ясно, чтобы параллельно (одновременно) работали несколько НЗ контактов, их надо включить последовательно. А несколько НО – параллельно. К слову, иногда встречаются и НО аварийные кнопки. Встречал такое в старых схемах. Через них в случае аварии подаётся питание на реле с НЗ контактами. Не рекомендую.

НЗ контакты в аварийных концевых

Концевые, которые отвечают за закрытые двери, кожухи и т.д. тоже всегда делают с нормально закрытыми контактами.

Аварийные концевые двери
Аварийные концевые двери

Плохо закрыта дверь, или датчик (концевой) открутился, или провод перебит - в любом случае оборудование должно остановиться в ошибке, пока не будет устранена неисправность.

Пример с датчиками

В аварийных датчиках (тепло, давление, уровень, и т.д.) также в основном используют НЗ контакты.

Термодатчик двигателя
Термодатчик двигателя

Не смотря на то, что тут не использованы контакты как таковые, пример показательный.

Полупроводниковые датчики

Не смотря на то, что контроллеру всё равно, какой контакт у него на входе (НО или НЗ) (это можно учесть в программе), а у полупроводниковых датчиков надежность обоих состояний идентична, по традиции концевые делают тоже с НЗ выходом:

Датчики конечных положений механизма
Датчики конечных положений механизма

Обратите внимание - справа изображен НЗ термоконтакт двигателя.

Тема очень обширная, жду комментариев и вопросов, кому очень интересно - ниже есть перечень статей, в которых я так или иначе уже коснулся данной темы.

Про различные виды контактов также рассказываю с статье про характеристики и применение датчиков.

Полная версия статьи на сайте с комментариями читателей - https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/kontrolnye-tsepi-v-promyshlennom-oborudovanii.html

Статьи в тему производства:

Некоторые мои статьи на Дзене про электродвигатели и пром.оборудование:

Если интересны темы канала, заходите также на мой сайт - https://samelectric.ru/ и в группу ВК - https://vk.com/samelectric

Не забываем подписываться и ставить лайки, впереди много интересного!