Найти тему
Лукашева Юлия

Трудные подростки. Мой опыт работы в спец.школе

Оглавление
Изображение Jose Reyes с сайта Pixabay
Изображение Jose Reyes с сайта Pixabay

В процессе обучения в универе, нас - зеленых студентиков, с первого курса кидали в практическое поле. Так за пять лет обучения мне довелось поработать или просто посетить на пару дней кучу злачных заведений. В школе для трудных подростков я провела 3 месяца. Рассказываю, какая там обстановка.

Контингент

Народ там обитает абсолютно разный. С первого взгляда все как в обычно школе. Мальчишек, правда, на порядок больше. Но в воздухе витает атмосфера напряженности. Подавляющее большинство учеников как будто в постоянной готовности защищаться или нападать. На прочность тебя проверяют с первого дня. Прощупывают, можешь ли ты быть полезен, зачем ты вообще пришел, что ты от них хочешь и так далее.

Дело в том, что в идеале в спец.школы ( которые сейчас практически все закрыли) просто так никого не отправляют. Как минимум по решению пмпк и согласия родителей. А обычно сюда примешиваются еще и органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних и прочие организации.

Но можно встретить и детей, без явных поведенческих проблем. У меня таких было двое. Один - черепно-мозговая травма, в обычной школе учиться тяжело. Странно, что не отдали в коррекционную, ну да ладно. Вторая - девочка. Мама работает дворником в этом районе, маме удобно, что дочь рядом и на трехразовом питании. Так что, по решению родителей попасть туда может каждый.

Как нам дали группу

Мы пришли туда с коррекционно-развивающей тренинговой программой. Но, прежде чем ее проводить, нужно было понаблюдать за группой и продиагностировать ее, что бы адаптировать программу конкретно под нее.

- Я вам хотела 10 класс дать,- говорит с нами местный психолог, - но у них там 1 в бегах, 1 просто не ходит, 2 под следствием, осталось всего 4 человека. Что вы с ними делать будете? Берите тогда 11.

Так мы, две 20-летние девчонки, взяли полностью мужской класс 17-18-летних парней.

Сами занятия

Как ни странно, у нас все было мирно. Наверное, потому что мы из кожи вон лезли, что бы как-то заинтересовать ребят своими тренингами по управлению эмоциями. Ребята, к слову, тоже были очень этому удивлены и уже под конец нашей практики увлеченно рассказывали нам, как предыдущих практикантов спустили с лестницы. " Не, ну а чо они".

А вот у соседней группы казусы были. Драки стульями и полон кабинет матершины. Нам вмешиваться было нельзя. Мы просто смотрели, и делали выводы, как работать нельзя.

К вопросу о результатах

Переделать за 3 месяца ребят из спец.школы у вас не выйдет. У нас получилось установить базовый уровень доверия с группой, помочь им немного узнать и понять себя, а так же объяснить, как можно над собой работать. Мы не лезли ребятам в душу, не осуждали за поступки и не повышали на них голос. И четко соблюдали все правила, которые проговорили еще на первом занятии.

Выводы для себя

Спец.школа - совсем не страшное место. Только звучит жутковато и атмосфера по-началу кажется давящей. Но потом ко всему привыкаешь. С девиантными подростками нужно четко держать свои границы. "Сегодня со мной так можно, а завтра уже нет" - тут вряд ли прокатит. Если ты единожды дал сигарету ученику, потом от тебя уже не отстанут.

Вообще, мало чем спец.школа отличается от обычной. Просто этим детям повезло чуть меньше остальных.

А где вы стажировались будучи студентами?