Ну вот и наступило 1 сентября, наши дети пошли в школу, получать знания и умения. Давайте задумаемся над тем, чему учат наших детей в школе. Мне хочется вспомнить, чему научили меня и сравнить. Для этого у меня есть благодатная почва. Я училась в обычной школе у дома, и мои дети пошли учиться в эту же школу. Сын уже закончил эту школу, а дочь перешла в 11 класс.
Русский язык и литература. У меня был очень сильный учитель по русскому языку. Это я поняла уже после окончания школы. На встрече со своими одноклассниками все отмечали, что пишут очень грамотно и никогда не было проблем с орфографией и пунктуацией. Валентина Васильевна (так звали учителя русского языка и литературы) научила грамотно писать каждого в классе, независимо от склонностей и наличия природной грамотности. Но не только это - богатый словарный запас, умение думать и грамотно формулировать свои мысли, анализировать прочитанное и делать выводы. Эти умения я получил на уроках русского языка и литературы. Что сейчас? Дети готовятся к ЕГЭ, знают кучу всяких правил, пишут диктанты с непонятными словами, иногда мне кажется, что я ничего не понимаю в русском языке, тест ЕГЭ я точно не сдам. Но при этом я умею говорить и писать грамотно, парадокс какой-то. Большинство современных детей сдадут тест ЕГЭ, но не смогут правильно написать элементарный текст с числительными, допустив элементарные ошибки. Я думаю, зачем грузить детей сложными оборотами и правилами, если они элементарные знания в жизни применить не могут.
Литература. Мои дети не читают произведения, которые проходят в старших классах. Сейчас очень много современной литературы, которую интересно и полезно читать. Дочь покупает себе книги в интернете, читает их и потом сдает в библиотеки. Я иногда беру у ней почитать перед сном. Именно благодаря дочери я прочитала роман Джона Грина "Виноваты звезды". Может пора пересмотреть программу по литературе, чтобы дети читали и учились думать и анализировать.
Математика. Здесь как специалист я вижу просто большие изменения. теперь дети не учат теоремы по геометрии, не доказывают их на оценку у доски. Большинство детей в 7-8 классе запускают материал, и математика превращается для них в китайскую грамоту. Достаточно пропустить 2-3 урока по математике и начать "плавать" в предмете. Учителя и родители, как будто бы не видят этой ситуации. Я уже не говорю о том, что на фоне обще гуманитаризации образования дети просто не владеют элементарными понятиями математики - функции, модули, тригонометрия. Еще мне непонятно, как учитель должен учить детей в одно классе, если из них 10 человек сдают базовую математику и 15 человек - профильную. У нас сейчас в школе именно так.
История. У моих детей на уроках бесконечные тесты, письменные контрольные, на которых они спокойно списывают все из интернета и никаких устных ответов у доски. Их нет совсем. Я не знаю как в других школах, но у нас почему-то так. На одном уроке они пишут конспект учебника, на другом - тест по нескольким параграфам. Любовь к предмету так не воспитать.
Физика. Мне кажется сильные учителя физики в школах - это большая редкость и удача для учеников. Физика вообще "мужская" наука, но мужчины не могут работать в школе, так как зарплаты учителей в регионах очень низкие. А женщины ведут уроки очень формально, вся физика сводится к выполнению арифметических действий и полным непониманием физических процессов. Впрочем, и в мое время было примерно так. Физика белое пятно в моем образовании.
Иностранный язык. Сейчас ввели обязательное изучение второго иностранного языка. Зачем? В обычных школах большие проблемы с учителями иностранных языков. 10 лет мы учим грамматику, но не умеем говорить на иностранном языке. Проблема разговорного иностранного языка не была устранена, а мы ввели второй иностранный язык. Все дети в стране будут свободно разговаривать на двух иностранных языках? Нет, тогда зачем это?
Химия, биология, география, обществознание - тут я думаю все зависит от учителя. Есть по этим предметам талантливые учителя в школе, благодаря которым дети влюбляются в эти предметы и хорошо их знают.
Мои дети изучали еще кучу предметов - краеведение, основы проектной деятельности, МХК, музыка и рисование до 9 класса, у сына была ритмика до 9 класса - 2 раза в неделю (кроме уроков физкультуры).
Я думаю, что в такой ситуации единственное правильным будет в 8-9 классе выбрать направления для углубленного изучения отдельных предметов и заниматься ими в течение 3-4 лет. Заниматься можно самостоятельно по учебникам, с репетиторами, в онлайн-школах или с родителями. Самое главное изучать эти предметы осознанно и систематично.
Направления могут быть:
- математик, физика, информатика
- математика, физика, химия
- математика, химия, биология (если хотите стать врачом, по математике достаточно знаний в школе)
- математика, обществознание
- литература и иностранный язык
- обществознание и история