Найти в Дзене

Дно жанра. Как заработать?

Оглавление

Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время.

Страницы истории насчитывают множество глав.

Революции, годы правления великих правителей, войны, культурные отпечатки цивилизаций, формировавших наш привычный современный мир тысячелетиями — терабайты знаний, которые не то что переварить, а даже перечитать кажется занятием сомнительным.

И если Пушкин в своем Евгении Онегине писал: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!»

То давай представим, какие эмоции и тайны хранят в себе такие звуки, как Шумер, Аккад, Вавилон, Египет, Греция, Рим, Средневековая Европа, Османская Империя и сама Русь.

Насколько этот список длинный на самом деле?

Как долго его можно упорядочивать, сортировать, поддавать логике и, при этом, сохранять шанс не упустить чего-то значимого?

Если проявить любопытство и начать копать глубже, то окажется, что каждая из названных стран олицетворяет собой уникальную, с точки зрения истории, эпоху. И в каждой из них происходили события, которые на уровне мирового масштаба звучащие впервые. Каждая страна в своих летописях хранит ключевые даты и события, которые в определенный момент взяли историю на излом и обусловили ее дальнейший ход.

Рассмотрим, к примеру, Рим или Грецию – в обиходе мы используем Римский календарь, правовую систему, ссылаемся на опыт греческих ученых. Сколь угодно можно рассуждать об их влиянии и значимости, но стоит признать, что наши текущие достижения — например освоение космоса — связаны именно с этими странами.

Рассматривая историю под таким углом, очень скоро можно прийти к выводу, что список ключевых исторических событий, которые переломно влияли на цивилизацию, окажется бесконечным.

К чему я так долго подводил — современные авторы, имея в рукаве такое разнообразие как событий, так и их трактовок, умудрились не просто зайти в тупик своей фантазии, но и загнать в него своего читателя.

Жанр альтернативной истории, в частности попаданчества, исчерпал себя и медленно деградирует — вот что я неизменно слышу из уст разных людей, которым задаю один и тот же вопросы: “Что вы думаете об альтернативной истории и попаданцах?”

И это действительно так: читатели открыто плюются, а сами авторы, как бы это странно это не прозвучало — обгладывая одну и туже тему, загоняют и себя и читателей в литературный тупик. И это, повторюсь, при бесконечном количестве вариантов и вариаций исторических событий, от которых, на самом, захватывает дух.

Факт жанра, который большинство — как читателей, так и самих писателей — признают правдивым — большинство книг про попаданцев и альтернативную историю создаются по заезженному лекалу, потерявшим изначальные формы.

Удел таких бестселлеров один — собирать страницами пыль на полках складов сетевых книжных. Что-то будет продано, что-то сгниет. При всем интересе к жанру альтернативной истории ситуация такова, что вместо удовлетворения спроса читателей, авторы штампуют однотипные произведения, которые не просто оставляют читателя равнодушным, но и постепенно гасят его интерес к теме.

Почему так происходит?

У меня предположение одно — авторы сознательно отказываются от тысяч историй. Как писатель, работающий в жанре попаданчества и альтистории, я сталкиваюсь с одним и тем же мнением: есть темы которые читателю заходят, а есть те, которые не заходят. Вот и все. Вопрос решили.

Интересно только — самого читателя спрашивали?

То, что пипл хавает — успешный коммерческий проект, все остальное — продукт неуспешный, тот, который не будет иметь продаж.

С точки зрения бизнеса объяснение вполне логичное. А если вернуться к началу рассуждений и помозговать о том, что у читателя особо то никто и не интересовался — “чего вы, собственно, товарищ читатель, хотите?”

Как пошла поехала определенная волна — ее и держим. Щупать рынок и обжигаться никому не интересно, каким-то невообразимым образом сформировавшееся мнение о том, что “прет — это” а вот это “не прет” перекрыло читателю кислород в виде тех самых тысяч исторический вариаций и сюжетов, которые могли бы взорвать рынок.

Почему просел жанр?

Ответ нашелся быстро — не столько после ответов писателей, сколько объективного взгляда на состояние дел на литературном рынке альтернативной истории и попаданчества. Я быстро понял, что трендом, забитым в крышку гроба, считается история СССР, которая по задумке большинства коллег все еще — якобы — должна продолжать цеплять и будоражить читателя.

Действительно — средний возраст поклонника жанра колеблется в районе 40 лет. Весьма объективно считать, что рожденному в Союзе читателю интересно узнать о том, что было бы, если события 90-х были другими, если бы ход Великой Отечественной получил иной виток.

Было — здесь ключевое слово – тема СССР в альтернативной истории и ее производных затерты до дыр. Подавляющая часть авторов попросту не могут дать читателю ничего свежего и нового.

Вариации на тему “ а что будет, если в руки к Сталину в 1940 попадет ядерная бомба или АК-74 малость поднадоели. Звучит смешно, но проще написать читателю методическое пособие по попаданчеству в годы Великой Отечественной Войны, где он смог бы самостоятельно выбирать нужную опцию – что окажется в руках Сталина, какую важную информацию получит штаб и так далее. Варианты развития событий весьма очевидны. За идею не благодарите.

Шутки шутками, но читатель видит одно и тоже: в прошлое попадает не простой человек, а не совсем обычный, обладающий узкопрофильными навыками которые — о!какое совпадение! — применимы именно в этом месте и в это время

Я уверен, что жизнь в жанр могут вдохнуть такие приемы, как следование автором истории реальной, подкручивая сюжет через прием попаданчества — необходимо отказаться от привычного шаблона, что, конечно, весьма затруднительно

Такие книги есть. Впрочем, как и их успешность, которая уже состоялась — они любимы и хорошо продаваемы. При знакомстве с такими произведениями оказывается, что их успех ознаменован вовсе не приемами, которые приведены выше.

Он определен тем, то что автор нашел ключевую точку и показал возможность реальной альтернативы, наложил поверх истории захватывающий сюжет и получил вкусную конфету, которую читатель готов разворачивать и смаковать раз за разом.

Почему то этот успех сопутствует высоким продажам — к чему бы это?:)

Давай развернем и погрызем. Чувствуется, что вишенкой на торте — читай фундуком под шоколадом — оказывается компетентная проработка глубокой исторической достоверности. Это сложно, это долго, это страшно. Только потому, что можно ошибиться и утонуть в критике. Даже при том, что это возможно и осуществимо, многие писатели не рассматривают этот вариант по двум причинам:

  • Неумению и нежеланию учиться и осваивать это мастерство.
  • Понимание того, что работа займет много времени. Зачем перенапрягаться, ведь можно написать две или три книги вместо одной. Получить сопоставимые деньги и при этом выжечь интерес читателя к теме дотла.

Эти причины легко просматриваются в книгах о попаданцах в период Великой Отечественной. И мне очень печально, что такое чтимое и знаковое событие марается изо всех сил.

Возвращаясь к тематике бизнеса, подведу итог: продукт обречен быть успешным, если сделан качественно — это правила рынка.

Автор может — имея желание — создать такой продукт, который станет лидером рынка.

Вопрос в навыках и желании создавать качество. Необходимо отойти в сторону, оценить, что есть и другие темы помимо тех, которые мы затираем в текущий момент, осваивая раз за разом зачитанные до дыр сюжеты о культовых фигурах и исторических событиях.

Читатель хочет большего, свежего, интересного.

Как поднять жанр на былой уровень?

Начать давать читателю то, чего он хочет на самом деле: историю и сюжет, от которых волосы дыбом и мурашки по коже. Писать о том, что действительно интересно читателю, вопреки убеждению что читателю интересно “вот именно это” а еще мне это легче написать.

Уважать своего читателя за выбор и помнить, что сериал Викинги, снятый по заказу канала History, и уж точно имеющий отношение к Штатам весьма посредственное, входит в топы. Просто ребятки взяли и создали годный продукт, без привязки к мнению “им — зайдет, а им — нет”. А зашло всем, и это факт.