Расскажу вам про свой опыт. Моя дочь учится хорошо, я бы даже сказала очень хорошо. Она не отличница, но стабильно в пятерке сильнейших учеников класса. Школа у нас обычная, не лицей, не гимназия, но учителя хорошие и с любовью относятся к своему делу.
Я делаю уроки с дочерью с первого класса. Ее успехи в обучении можно связать с тем, что я помогаю ей с заданиями, но она же в школе работает сама, и пятерки за контрольные это ее личные заслуги. Моя помощь заключается в том, чтобы держать руку на пульсе и вовремя восполнять пробелы в знаниях. Многие предметы я могу объяснить сама, на какие-то сложные темы можно найти информацию в интернете. Если я вижу существенные пробелы в знаниях, то подключаю репетира. Но так было лишь однажды, во втором классе с английским языком.
Существует противоположное мнение – дети должны полностью сами заниматься учебой, сколько сделают столько и получат. Я даже встречала пару уникальных случаев, в которых утверждали, что дети всё делают сами. Но в одном примере ребенок не вылезал от репетиторов, а во втором списывал из интернета готовые работы. Сложно такие примеры назвать самостоятельной учебой.
Самый сложный, на мой взгляд, случай, когда родители придерживаются концепции не вмешательства, а ребенок тем временем отстает от школьной программы. Наверстать упущенное практически не возможно. С помощью больших усилий можно восстановить знания, но вот вернуть веру в себя совсем не просто.
Почему дети учатся плохо? Ведь никто не хочет быть двоечником и отстающим. Стоит ребенку лишь немного упустить тему и нехватка знаний нарастает как снежный ком. Ребенок может пропустить из-за болезни, не успевать за темпом класса, не найти контакта и понимания с учителем. Все дети разные и каждому нужен свой подход к обучению и различное время для закрепления материала. Можно сказать, что это забота учителей, но я, как родитель, в первую очередь возлагаю ответственность на себя.
Вовремя увидеть проблему – вот первый бонус выполнения домашней работы с ребенком.
Ребенок будет с удовольствием ходить в школу, когда ему будет там комфортно. Задача родителей подсказать своему чаду выход из любых ситуаций. Во время разбора уроков дети делятся произошедшим за день, рассказывают о своих успехах и неудачах на уроках, в контрольных работах, в общении со сверстниками. Мы с дочерью разбираем все подобные эпизоды, например, когда учитель поставил неправильную оценку в журнал, или дочь забыла сдать тетрадь, или одноклассник попросил списать. В мягкой и ненавязчивой форме я подсказываю ей, что надо сказать, сделать или как ответить в тот или иной момент. Зная как поступать, ребенок становится более уверенный в своих силах.
Второй бонус ежедневных занятий с ребенком – оценка его психологического состояния в школе.
За шесть оконченных классов учебы, мне удалось добиться главного – превратить домашнюю работу из обязаловки в увлекательное времяпрепровождение. Мы общаемся, читаем, смотрим дополнительные видео уроки, наперегонки проходим задания в приложениях для английского языка, я делюсь своими знаниями и опытом, дочь говорит о своих интересах и мечтах. Участие родителя в работе ребенка дает детям чувство важности и значимости их дел, а родителю помогает лучше понимать причины хороших и плохих оценок.
Третий, самый главный бонус – доверительные отношения, понимание и общность интересов родителя и ребенка.
Не всё идеально в системе образования, и моя задача в том, чтобы направить ребенка в нужное русло, подсказать, на чем следует поставить акценты, а что не требует много внимания. Домашняя работа отнимает много времени и сил, безусловно, проще придерживаться позиций «пусть всё делает сам», «мы сами учились», «мы раньше и без интернета как-то справлялись». Да раньше вообще всё было иначе, но сейчас другое время. Нужно не делать за ребенка уроки, а в процессе решения домашних заданий учить детей жить и учится.