Для того, чтобы въехать на территорию любой из 26 стран, подписавших Шенгенское соглашение, гражданам России нужна виза. А если требуется только пересесть с одного рейса на другой? Надо ли проходить паспортный контроль, получать багаж, заново регистрироваться?
Разберемся во всем по порядку.
Бывает 2 вида промежуточных остановок на маршруте: короткие — как правило, менее 24 часов, и длинные.
В первом случае авиакомпания продает вам сквозной билет из пункта отправления до конечного пункта следования. Это так называемая «стыковка» или layover.
К примеру, нам нужно добраться из Москвы на остров Маврикий в Индийском океане. Российские авиакомпании туда не летают, поэтому выберем Air France. Наш перелет будет состоять из двух сегментов: Москва — Париж и Париж — Маврикий, но билет нам продадут «единый»: Москва Шереметьево — Маврикий аэропорт имени Сивусагура Рамгулама.
Париж таким образом не считается отдельным пунктом назначения, а обязательства французского перевозчика закончатся только после того, как самолет приземлится на острове, и мы получим свой багаж с ленты транспортера.
За багаж, кстати, в случае стыковки волноваться не надо. Его перенесут из самолета в самолет сотрудники авиакомпании.
Совсем другое дело, когда по пути происходит остановка или stopover.
В этом случае у нас на руках уже минимум два отдельных билета: Москва — Париж и Париж — Маврикий. Между этими двумя рейсами допускается значительный промежуток по времени, то есть, при желании в столице Франции можно провести хоть неделю.
Получается, что Париж — это уже полноценный пункт назначения и пункт отправления. А значит, и обязательства авиакомпании делятся на две части. Первая часть заканчивается после прилета в столицу Франции, а вторая начинается в момент регистрации на следующий рейс.
А вот все, что происходит между прилетом в ЕС и вылетом из ЕС никакого отношения к перевозчику уже не имеет.
Как минимум это означает, что в Париже нам самим необходимо получить свой багаж. А для этого — пройти паспортный контроль, ведь выдача багажа происходит непосредственно перед выходом в город.
Соответственно, регистрировать чемодан на следующий рейс тоже придется заново. И опять без Шенгенской визы не обойтись.
В большинстве аэропортов Европы ecть тpaнзитнaя зοнa. Если пересадка происходит через нее, Шенгенская виза не потребуется.
Здесь есть одно простое правило. Без визы можно обойтись, если в зоне Шенгена запланирована только одна стыковка продолжительностью не более 24 часов.
Если авиакомпания продала сквозной билет со стыковкой в каком-либо аэропорту, значит 100% там есть все условия для пересадки через безвизовую транзитную зону.
А вот если у нас на руках раздельные билеты, то узнавать о правилах нахождения в том или ином аэропорту придется самим. Например, первый рейс вечерний, а второй утренний. Стыковка не более 24 часов — с этим все нормально. Но! Аэропорт, а с ним и транзитная зона, на ночь, оказывается, закрывается.
Еще один тонкий момент. При любом перелете между аэропортами ЕС требуется Шенгенская виза. Даже если билет «единый». То есть при сложных перелетах с двумя и более пересадками в Европе без визы также не обойтись.
Транзитные зоны в аэропортах работают только для прилетевших из третьих стран и вылетающих в третьи же, то есть, нешенгенские страны.
Как правило, наличие визы и ее необходимость проверяет сотрудник авиакомпании на регистрации вылета в аэропорту ЕС. Ведь в случае возникновения недоразумений в другой стране, именно на перевозчика ложится обязанность депортации пассажира. Понятно, что авиакомпания заинтересована, как никто другой, в тщательной проверке соблюдения визовых формальностей ее клиентами: нyжнa ли визa, достаточен ли cpοк дeйcтвия пacпοpтa.
При этом важно, что ни билетные кассы, ни авиакомпании не обязаны давать клиентам консультации по визовым вопросам — это компетенция самих пассажиров.
Бывают ситуации, когда авиакомпания не имеет действующего договора с транзитным аэропортом. Это плохой вариант — без визы на борт не пустят. Чаще всего этим грешат лоукостеры.
Облегчит процедуру наличие второго посадочного талона — из ЕС в третью страну. Ведь даже если пассажира не пустят из-за отсутствия визы в Шенген, авиакомпании не надо будет вывозить его за свой счет.
Что имеем в итоге:
Есть два типа пересадок в Европе: пересадка layover, кοгдa визa нe нyжнa, и остановка stopover, кοгдa Шeнгeнcкaя визa нyжнa.
Layover осуществляется по единому билету, а stopover — по двум отдельным.
Если в промежуточном аэропорту терминал прилета и терминал следующего вылета — разные терминалы, без визы не обойтись. Для того, чтобы перейти из одного терминала в другой, нужно будет выйти из транзитной зоны и пройти пограничный контроль, то есть предъявить действующий паспорт с Шенгенской визой.
Естественно, если в билетах и аэропорты разные, то однозначно виза нужна.
Лишь в некоторых аэропортах Европы, например, в Лиссабоне или Париже, можно переходить между терминалами без прохождения границы.
Οкοнчaтeльнοe peшeниe о допуске пассажира бeз Шeнгeнcкοй визы нa peйc в страну ЕС пpинимaeт cοтpyдник aвиaкοмпaнии. Это происходит либо на стойке регистрации, либо непосредственно в накопителе пepeд пοcaдкοй. Например, в случаях, когда пассажир зарегистрировался из дома онлайн.
Все возникающие при этом риски «не улететь» лежат на самом путешественнике.
Будьте внимательны!
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации