Дом с 50-ю окнами и 4 выходами, простой и неказистый, стоящий в парке, рядом с дорогой, при советской власти использовался как коммунальный дом, сейчас дом-музей. А ведь именно в этом доме началась история современной авиации. Именно в этом доме жил и начинал свои изыскания Александр Федорович Можайский, контр-адмирал, путешественник и изобретатель первого в мире самолета.
Конечно, звучит как-то не логично, моряк и самолет, море и небо. Но именно знания, которые он приобрел при кораблестроении строении и дальнейшее изучение птиц, помогли ему создать первые чертежи будущего летательного аппарата. А ведь он создал не только чертежи, но и сам летательный аппарат!
Подробней про Александра Федоровича:
Александр Федорович родился в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков 21 марта в 1825 году. Что и определило его дальнейшую жизнь. В 1841 году он блестяще заканчивает Морской кадетский корпус и уже через год произведен в мичманы. Далее он служит на различных кораблях в Балтийском и Белом морях.
Большое значение имело в его жизни было плавание в 1853 году на фрегате «Диана» в Японию под командованием адмирала Путятина. Около берегов Японии из-за шторма «Диана» потерпела крушение, к счастью, большинство моряков спаслось и им удалось выбраться на берег, удалось так же спасти и корабельную библиотеку, за которую как раз и отвечал Александр Федорович. Произошло это около бухты Хэда.
Русские моряки помоги местным жителям восстановить дома разрушенный непогодой, в результате чего расположили к себе местное население. 7 февраля был подписан Симодский трактат, в соответствии с которым между Российской Империей и Японией устанавливались дружественные торговые отношения, а русским судам открывались три японских порта.
На тот момент Япония сильно отставала от России, в частности в кораблестроении и у них не было кораблей, способных отплыть даже от берега. И командование потонувшей «Дианы» принимает решение строить свой корабль, чтобы вернуть на родину. Многих необходимых ресурсов не было и приходилось использовать «русскую смекалку», так, например, для смазывания днища судна русский моряки использовали жир черепах, которых и ловили на берегу.
Это было первое судно по Европейскому образцу построенное в Японии и получило название «Хэда». На этом судке Александр Федорович и возвращается на Родину.
Из Японии Александр Федорович привез много сувениров, которым в Музее посвящена целая экспозиция в отдельной комнате. Хочется так же сказать, что Александр Федорович очень хорошо рисовал и много его рисунков были посвящены Японии и её культуре, которые он привез по возвращению. Эти рисунки до сих пор весят на стенах его усадьбы.
В 1860 жизнь Александра Федоровича меняется, он жениться на Любови Кузнецовой и переезжает в усадьбу в Вологодской области, доставшееся ему с женой. Через 3 года он уходит в отставку.
И с этого момента он увлекается изучением полета птиц и у него появляется идея создать летательный аппарат, тяжелее воздуха. Он длительное время изучал принцип работы воздушных винтов и даже дважды поднимался в небо при помощи на воздушных змеев различной конструкции. После длительных размышлений, исследований и обсуждений Можайский, наконец, приступил к проектированию в 1876 году. Первая модель самолета приводилась в действие за счет пружины, имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Один винт находился на носу самолета, а два других были встроены в конструкцию крыла.
В начале 1877 года Можайский обратился к председателю воздухоплавательной комиссии военного министерства графу Тотлебену с просьбой выделить деньги для постройки первого летательного аппарата. Первоначально Александру Федоровичу было отказано и тогда его поддержал Д.И. Менделеев, благодаря, которому и было решено отпустить 3000 рублей на дальнейшие исследования.
Усложнять долгим рассказом про исследования Александра Федоровича я не буду, так путь к созданию летательного аппарата был не прост, да и выделенных денег не хватило и дальнейшие исследования и постройку первого аппарата Можайский осуществлял на свои деньги и на деньги, как сказали бы сейчас, спонсоров.
И только летом 1882 г. самолет был готов к испытаниям. Для разбега самолета Можайский построил специальную взлетную дорожку в виде наклонного деревянного настила. Испытания самолета Можайского производились в условиях большой секретности. 20 июля 1882 г. на военном поле в Красном селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему в это время было уже 57 лет.
Самолет, набрав в конце разбега необходимую скорость, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке было повреждено крыло самолета. Несмотря на это, Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. И вот теперь можно было ждать и всеобщее признание и поддержку со стороны правительства.
Однако, как обычно у нас в России, на деле получилось совсем иное. Изобретение А.Ф. Можайского было объявлено военной тайной, и строжайше запрещалось писать что-либо о самолете. Никакой помощи изобретателю по-прежнему не оказывалось. Царские чиновники и иностранцы на русской службе сделали все для того, чтобы не только успехи русского изобретателя, но и его имя были забыты.
В 1890 году Александр Федорович умер, так и не успев отремонтировать свой самолет, но оставив большую память о себе и своей работе.
Можайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, больше того он первый предложил вариант самолета, управляемого человеком. Именно Александр Федорович установил существование зависимости лобового сопротивления и подъемной силы. Правительство не сочло нужным поддержать изобретателя, и его планы остались нереализованными, а расчеты незаконченными. Помимо разработки проекта Можайский подробно описал технику взлета своего самолета и предусмотрел установку на нем аэронавигационного оборудования: компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров, трех кренометров и прицела для производства бомбометания.
Но при посещении этого музея мы успели познакомиться не только с жизнью Можайского, но и в целом с историей авиации, в которую огромный вклад сделали Вологжане. Второй этаж посвящен жизни и работам А.Ф. Можайского, а первый этаж посвящен таким выдающимся людям, как:
Илюшин Сергей Владимирович — советский авиаконструктор (вы можете себе представить современную авиацию без ИЛ?) герой Гражданской и Великой Отечественной войны, выходец из Вологодской области. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолеты на каждом этапе развития авиации – новинки технической мысли. Вклад, который внес Сергей Владимирович в дело обороны страны и развития воздушного транспорта, в прогресс технических наук и технологии авиационной промышленности, неоценим.
и Беляев Павел Иванович — летчик космонавт, в марте 1965 г. в качестве командира экипажа полковник П.И.Беляев совершил космический полет на корабле «Восход-2». В ходе полета Павел Иванович руководил первым в мире выходом человека – летчика-космонавта А.А.Леонова – в открытое космическое пространство.
Экспозиция посвященная космонавтике (листайте галерею).
Посетив этом музей появляется чувство гордости за людей, проживающих или родившихся в нашей области. Интересно прикоснуться к истории, посмотреть с чего начиналось самолетостроение. Очень полезна экскурсия и для детей, конечно детей больше захватывает еда в тюбиках.
Рекомендую к посещению: Дом-музей Усадьба Можайского, п. Можайское
Спасибо что дочитали статью.
Подписывайтесь на мой канал, будет много интересных маршрутов, увлекательных мест и удивительных историй. Давай те путешествовать интересно!
Другие мои публикации:
Прогулка по парку Динозавров в Вологде и интересные факты про динозавров
Путешествуем по Вологде: Ленивая площадка и как она связана с космонавтами
Что посмотреть в Великом Устюге, кроме Вотчины Деда Мороза: улица Набережная