В начале 1943 года перед командованием Красной Армии остро стал вопрос о необходимости разработки и внедрения в производство тяжелых самоходных артиллерийских установок для поражения сильно укрепленных полос обороны противника, а также для уничтожения немецких танков с большой толщиной брони, таких как САУ "Ferdinand" и нового танка "Jagpanzer". Производство танков ИС-1 на ЧКЗ постепенно вытесняло производство других танков, и перед конструкторами был поставлен вопрос о создании на базе новых танков ИС установки, одинаковой по вооружению с СУ-152, производимой на базе КВ-1 С. В короткие сроки на заводе была создана САУ под индексом "объект 241". Опытный образе вышел на испытания 21 ноября 1943 года. Машина успешно прошла их и была запущена в производство под индексом ИСУ-152. Конструкция силовой установки, трансмиссии, ходовой части, электрооборудования и радиооборудования ничем не отличались от агрегатов ИС. В процессе производства в конструкцию вносились небольшие изменения. Была заменена радиостанция, установлен 12,7 мм. зенитный пулемет ДШК на крыше боевой рубки,увеличена емкость внешних топливных баков.
Основной задачей при применении 152-мм САУ стало выбивание противника из сильно укрепленных траншей, где бетонобойные и осколочно-фугасные снаряды самоходки просто не оставляли шансов на спасение. В уличных боях ИСУ-152 также отлично справлялись с выбиванием противника из зданий.
ИСУ-152 стала самой мощной САУ СССР времен Второй мировой войны. Сами за себя говорят прозвища машины - советское "Зверобой" и немецкое "Dosenoffner" (открыватель консервных банок).
Технические данные САУ ИСУ-152.
- Боевая масса: 46 тонн.
- Экипаж: 5 человек.
- Вооружение: 152-мм пушка Мл-20С; 12,7-мм. зенитный пулемет ДШК.
- Боекомплект: 20 выстрелов, 250 патронов.
- Двигатель: дизельный В-2 ИС, 520 л.с.
- Удельное давление на грунт: 0,81 кг/см.кв.
- Скорость по шоссе: 35 км/ч.
- Запас хода по шоссе: 145 км.
Габаритные размеры.
- Длина с пушкой: 9050 мм.
- Ширина: 3070 мм.
- Высота: 2480 мм.
- Клиренс: 470 мм.
Броня.
- Лоб: 75 мм.
- Борта: 60 мм.
- Корма: 60 мм.
- Днище: 30 мм.
- Башня: 75 мм.
Преодолеваемые препятствия.
- Подъем: 36 градусов.
- Высота стенки: 1,0 м.
- Ширина рва: 2,5 м.
- Глубина брода: 1,3 м.