Найти тему
Зинаида Павлюченко

Жизнь могла сложиться иначе, - думаю в 66, вспоминая молодость

Дорога в Александровскую за 43 года не изменилась. Фото из личного архива.
Дорога в Александровскую за 43 года не изменилась. Фото из личного архива.

Предложили мне в молодости работу в станице Александровской учителем начальных классов. Поехали мы с мужем посмотреть, что да как. Понравилось. Станица маленькая, уютная и было в ней всё для нормальной жизни: детский сад, амбулатория, библиотека, магазины, клуб, восьмилетняя школа.

Самым главным аргументом стала крошечная двухкомнатная квартирка с верандой из оструганных досок, в «учительском доме» без газа и воды, с удобствами на улице. Воду носили вёдрами из колонки за двором. Маленький домик с буквами «М» и «Ж» был один на 4 семьи.

Фото из бесплатного Интернета
Фото из бесплатного Интернета

Тем не менее, я была счастлива. Собственная крыша над головой – предел мечтаний, радость и восторг.

Педагогический коллектив мне понравился: доброжелательные интеллигентные люди и все, как один, местные жители. С соседями быстро подружились, через года стали кумовьями. Хоть и раскидала нас жизнь, дружим до сих пор.

Переехали мы. Стали обживаться на новом месте. Оказалось, не всё так просто и радужно.

Небольшая казачья станица со своим укладом, балачкой, с кумовством, сватовством и родством неохотно принимала и признавала пришлых. А мы-то как раз и были чужими, приезжими. Сейчас, конечно, приезжих много и отношение к ним терпимое. А вот раньше прижиться и остаться навсегда было невероятно сложно. Пришлось много лет доказывать, что я – своя.

Главной преградой стало незнание диалекта. Попросту говоря, нормально общаться с людьми я не могла, потому что разговаривала, а они балакали. Все мои коллеги знали местное наречие, иногда использовали его даже на уроках. А я везде и всегда разговаривала и это отделяло меня от земляков какой-то невидимой стеной.

Представьте себе такую ситуацию. Изучали на уроке букву К, называли слова, начинающиеся на звук К. На доске картинка с рисунками на К. Корова, кот, карандаш. Первоклассники старались, отвечали:

- Корова, кит, карандаш.

- Ребята, разве здесь есть кит?

Все дружно закивали.

- Кит плавает в океане…

И тут вспомнила стихотворение «Кит и кот» Бориса Заходера.

- Дети – это кот.

Малыши снова закивали, а я подумала, что трудно нам будет. В то время в семьях все балакали, мало кто говорил. Но ничего. Мы быстро адаптировались к новым условиям и очень даже хорошо понимали друг друга.

Сегодня всё изменилось. То ли стесняются земляки, то ли на самом деле забывается старая речь, редко услышишь в станице балачку. А ведь она была, как песня, мягкая и напевная.

Конечно, жизнь моя могла сложиться по-другому. Не было бы у меня таких замечательных учеников, подруг, знакомых. Не было бы кумовьёв и крестников. Но приросла я сердцем к маленькой кубанской станице, проросла корнями жизни и смерти, да так и осталась навсегда. И нисколько не жалею.

Вот на сегодня у меня и всё.

Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, делитесь моими историями с друзьями в соц.сетях.

Всем здоровья и удачи!

С уважением Павлюченко Зинаида