Найти тему
В мире искусства

Как чёрный и белый стали изгоями или Любопытные метаморфозы в историческом восприятии цветов.

Все началось с художников 1910-х годов. Они помогли чёрному и белому полноправно вернуться в мир, определяемый нами, как мир цветов. Более трёх столетий чёрное и белое воспринимались человечеством как «не цвета».

Правда, возвращение чёрно - белого не было гладким.

Например, в то время, как цветами их признали учёные, кроме физиков, последние долгое время отказывались назвать чёрный цветом. Но со временем поменяли свои взгляды и теперь у нас нет оснований противопоставлять черно - белое цветному миру. За исключением таких областей, как фотография, кино, пресса, книгоиздание – здесь наблюдается оппозиция и она не бессмысленна.

В целом начало окончательной утраты белого и черного статуса цветов было положено Исааком Ньютоном. В 1665-1666 годах он открывает цветовой спектр, создав тем самым новый цветовой порядок, в котором не было отныне места ни черному, ни белому.

Спустя три века в 1946 году в Париже в галерее Маг прошла выставка, которая дерзко заявила: «Черный – это тоже цвет» в разрез с тем, что преподавали тогда в художественных школах или писали в трактатах о живописи. Объективно – участники этой выставки вступили в спор с самим Леонардо да Винчи, который первым из художников, ещё в конце ХV века сказал: черный – это, по сути, не цвет.

«Черный – это цвет»: сегодня такое утверждение воспринимается как очевидность, даже как банальность; сейчас провокацией было бы утверждать обратное.

Проблемы цвета – это прежде всего проблемы общества.

Например, люди Античности и Средневековья с таким же зрительным аппаратом, как и у нас, воспринимали цветовые контрасты совершенно иначе, чем мы. Сочетание цветов, которое нам кажется резким, для них было вполне терпимым, и наоборот.

Скажем, зелёный. В Средние века самое распространённое совмещение красного и зеленого воспринималось не как контрастное, а почти как монохромное. Нас же такой контраст шокирует. Зато совмещение желтого и зеленого, двух соседних цветов спектра, кажется нам пусть и контрастом, но приемлемым, не оскорбляющим наш взгляд. А вот для Средневековья это было самое дикое сочетание цветов, какое только можно себе представить: его использовали в костюмах шутов, а также для того, чтобы отметить людей, представлявших общественную опасность, преступников или одержимых дьяволом!

«Нам, современным людям, знающим об опытах Ньютона и спектральном распределении цветов, представляется неопровержимым фактом, что место зеленого в спектре – где-то между желтым и синим. Подтверждение этому мы видим сплошь и рядом: в общепринятых правилах, в научных выкладках, в «наблюдениях за природой» (радуга), в повседневном быту.

Но в эпоху Античности или Средневековья все было иначе. Ни в одной из античных или средневековых классификаций цвета зеленый не занимает место между жёлтым и синим.

Два последних цвета находятся на разных шкалах и в разных плоскостях, а значит, у них не может быть точки пересечения, «промежуточной территории», которой мог бы стать зеленый.

По тогдашним представлениям, зеленый цвет тесно связан с синим, а вот с жёлтым у него нет ничего общего. До XV века ни в одном руководстве по приготовлению красок, как для бытового окрашивания, так и для живописи, не указывается, что для получения зеленого цвета надо смешать синюю краску с жёлтой. Разумеется, живописцы и красильщики не могут обойтись без зеленой краски, но производится она другим способом. То же происходило и с фиолетовым: чтобы получить этот цвет, синюю краску обычно смешивали не с красной, а с черной. В античном и средневековом мире красок фиолетовый близок к черному и часто воспринимается как «заменитель» черного: он долго будет играть эту роль в католической литургии и в траурной одежде.

Аристотель, чья теория цвета не имеет ничего общего с нашим спектром, тоже приводит «научные» (в соответствии с тогдашним уровнем знаний и возможностей для эксперимента) доказательства физической и оптической, чтобы не сказать онтологической, истинности своей классификации цветов. Дело происходит в IV веке до нашей эры, поэтому черный и белый также присутствуют в этой классификации и, более того, располагаются на ее полюсах.»

Итак, цвет – явление, прежде всего, социальное. «Именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи. Проблемы цвета – это всегда социальные проблемы, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества».

По мотивам книги Пастуро Мишель «Чёрный. История цвета»

https://latypovaschool.ru/