Посвящается баралгину, фуросемиду, амитриптилину, атенололу, фенобарбиталу и другим препаратам, пропавшим с прилавков в аптеках.
В продолжение статьи Рождение нового лекарства пришло время поговорить и об их смерти.
Любой маркетолог знает, что, как и у любого продукта у лекарства тоже есть жизненный цикл: появление на полках, взлет продаж, замедление, плато, спад и исчезновение с рынка. Как и все в этом мире старые лекарства потихоньку тоже уступают место новым.
Обычно жизненный цикл лекарства довольно долог, измеряется десятилетиями, и зависит от того, удалось ли создать новую разумную альтернативу с лучшим профилем переносимости, то есть с меньшими побочными эффектами, или более эффективное средство. Так, навсегда ушли токсичные препараты 200-летней давности на основе мышьяка и ртути - их заменили современные биохимические антимикробные препараты.
Однако не только естественные причины могут служить постепенному уходу лекарственных препаратов с рынка. В последнее время участились отзывы препаратов в связи с накопившимися сведениями об их небезопасности. Производители лекарств и регулирующие рынок ведомства тщательно следят за тем, как лекарства себя ведут - ведь современные химические лекарства, так же как и старые растительные могут быть ядом, как еще в древности заметил Парацельс. Это процесс носит название фармаконадзор, и со стороны государства в США его осуществляют структуры Управления по надзору за лекарствами и пищевыми продуктами (Foos and Drug Administration или сокращенно FDA), в Европе локальные ведомства стран, а также Евросоюзное Медицинское Агентство (ЕМА), в нашей стране и его осуществляет подведомственный Минздраву Росздравнадзор. Очень часто отзыв препаратов начинается с одной страны, и прокатывается волной по всему миру. Так, недавно был запрещен к обороту фенспирид, известный у нас как Эреспал - детский препарат от кашля. Фирма-производитель выпускала его почти 40 лет, постоянно вела исследования и, на основании очередной ревизии пришла к выводу что потенциально, у нескольких животных в эксперименте препарат вызвал опасные изменения в сердце.
Несмотря на то, что за большую историю применения препарат никто из людей не пострадал от него, компания решила его отозвать во всем мире, в том числе и в России, на всякий случай.
Еще одной причиной ухода лекарств является маркетинг фармацевтических компаний. Например, всем известный баралгин, состоящий из обезболивающего анальгина и спазмолитического компонента уже около 10 лет лишился последнего, и мы покупаем под именем Баралгин не спазмоанальгетик, а просто анальгетик. Чтобы регулятор пропустил такое изменение фирма переименовала новый препарат в Баралгин-М, а старый Баралгин вывела из оборота. Все бы ничего, но люди на эту букву М внимание не сильно обращают, и в первую очередь врачи долгое время продолжали ожидать от нового Баралгина-М не меньшего спазмолитического эффекта.
Кроме медицинской регуляторики существует и экономическая. В нашей стране эта функция отдана Федеральной Антимонопольной Службе (ФАС). Благодаря ей у нас очень недорогие лекарства. Да-да, это оне опечатка. ФАС контролирует цены на препараты из перечня ЖНВЛП - жизненно-необходимых и важных лекарственных препаратов.
ФАС следит за всеми участниками ценообразования - чтобы производители не завышали цены, ФАС проверяет цены на аналогичные препараты заграницей, и, если у нас цена значительно отличается, предписывает производителю снизить ее. Также ФАС контролирует величину торговой наценки у дистрибуторов - их задача закупить на заводе лекарство, привезти и продать его в аптеку, а также наценку в самой аптеке. Вы можете сами проверить цены на нужные вам лекарства на специальном сайте Минздрава.
ФАС разрешает производителям поднимать цены раз в год, обоснованно. и только на небольшой процент, таким образом, сейчас накопилось довольно много препаратов, себестоимость производства на которые за годы регулирования цен так выросла, что переросла предельную отпускную цену, став невыгодной фирме-производителю.
Инвестиции в размещение производства значительно высоки, требуют чтобы в течение долгих лет производитель получал прибыль и окупал их. Когда есть риски со стороны регулирующих органов, а еще и высока конкуренция препарат может быть выведен из ассортимента. Так, постепенно исчезают некоторые старые дешевые лекарства, и весь фармрынок ждет от регулятора решения, которое позволило бы вернуть пациентам лекарства, так, чтобы они не больно ударили по бюджету государства и карману потребителя, но в тоже время, у производителя была долгосрочная уверенность в рентабельности.
К сожалению, такие действия со стороны фармпроизводителей под давлением приводят к исчезновению важных незаменимых препаратов. Последняя такая угроза нависла над фуросемидом - стандартным клиническим мочегонным средством без которого немыслима работа врачей в кардиологии, хирургии и много где. Минпромторг выступил в качестве посредника и нашел производителя который согласился произвести неоходимое количество под обещание госзакупки, однако государству необходимо более вдумчиво подходить к защите потребителя - не всегда снижение цен приводит к улучшению качества жизни людей, иногда наоборот.