В комментариях к предыдущей статье была затронута тема ликвидации у нас в стране экскаваторных и тракторных заводов. Действительно, во времена Советского Союза было довольно много крупных предприятий, которые выпускали трактора, бульдозеры, сельхозтехнику, экскаваторы, краны. С развалом СССР многие из них приказали долго жить.
Возьму для примера мою родную Владимирскую область. В городе Коврове было предприятие со 130-летней историей - Ковровский экскаваторный завод. На нем выпускался первый в нашей стране экскаватор "Ковровец". По сути дела добрая половина, если не больше страны до войны и после нее была отстроена с участием ковровских экскаваторов. Землеройные машины выпускали вплоть до начала 2000-х годов. Кроме экскаваторов стали разрабатывать и выпускать машины для леса, для перегрузки металлолома и другую специальную технику.
Но пришел видный предприниматель Дерипаска, скупил акции предприятия. У него же в собственности был и Тверской экскаваторный завод. И у бизнесмена родилась гениальная по своей эффективности идея - он объединил два экскаваторных завода ТВЭКС и КЭЗ в один. Причем в пользу тверского предприятия. Из Коврова станки и другое оборудование вывезли в Тверь, рабочих и служащих сократили и теперь территория предприятия сдается: тут и магазин, и китайский заводик по металлопрокату, и дверное производство. Многие в Коврове сожалеют о ликвидации предприятия с историей, начинающейся во времена императора Николая II (тогда это были вагоноремонтные мастерские).
редприятие в Коврове было знатное. Возле железнодорожной станции, с собственными ж/д путями. Завод имел огромную социальную инфраструктуру - профилакторий, баню, ЖКО, детский лагерь, турбазу, Дом культуры. Даже железнодорожная больница была переименована одно время в больницу железнодорожников и экскаваторостроителей. Был свой парк, охотохозяйство. Да и почти весь центр Коврова отстроил экскаваторный завод.
Последними землеройными машинами, которые тут выпускались - были экскаваторы КИТ (Ковров и Тверь). Теперь на территории завода крупнейший в области торговый центр "Ковров-Молл", а из заводской столовой сделали ТЦ "Глобус".
Справедливости ради нужно отметить, что в век развивающихся компьютерных и робото- технологий может быть и действительно не нужно в стране столько экскаваторных заводов. Часть тракторов закупается за рубежом - там производство отлажено и качество продукции выше. А то, что выпускается у нас - если раньше для такого же объема машин нужно было 5-10 заводов по стране, то сегодня те же объемы может делать одно крупное предприятие. Например, "Ростсельмаш" собирается выпускать не только комбайны, но и малые трактора. Работает питерский Кировский завод, выпускающий знаменитые "Кировцы". Там же вполне свободно могут делать технику и поменьше. И тогда те объемы, которые делали закрытые Владимирский, Рязанский, Волгоградский тракторные заводы, а заодно объемы которые ранее выпускали на Украине и в Беларуссии, вполне могут освоить несколько российских крупных машиностроительных предприятий.
На производствах все чаще используют роботизированные линии, идет автоматизация и компьютеризация. И вероятно столько машиностроительных заводов, как было во времена СССР в современной России и не нужно.
- Или нужно? Как вы думаете? Напишите в комментариях. И не забудьте подписаться и поставить лайк. У меня в запасе еще много интересного из мира авто, спецтехники. Да, и просто пообщаемся. Рад всех видеть.
Фото автора