От чего зависит расход AdBlue?
- Марка транспортного средства. Систему SCR для дизельных двигателей устанавливают большинство производителей грузовиков и спецтехники, такие как MAN, DAF, Iveco, Scania, Volvo, Renault, JCB, Liebherr, а также европейские и японские производители легковых автомобилей — VW, Mercedes, BMW, Peugeot/Citroen, Toyota. Схема устройства SCR и рабочая жидкость — AdBlue — одинаковые, однако принципы работы и программа управления двигателем могут отличаться. Впрочем, эти различия незначительно влияют на расход AdBlue.
- Тип транспортного средства. Тут логика простая: чем больше топлива потребляет ваше транспортное средство, тем больше образуется отработанных газов, и тем больше AdBlue система SCR впрыскивает в отработанные газы. Аналогично расход возрастает при увеличении веса перевозимого груза или прицепа.
- Стиль вождения. Агрессивный стиль вождения увеличивает расход топлива и, следовательно, расход AdBlue. По той же причине городским перевозчикам потребуется больше AdBlue, чем междугородним.
- Продолжительность поездки, рельеф местности, погодные условия и другие переменные факторы. Одним словом, все факторы, которые увеличивают потребление топлива — увеличивают потребление AdBlue.
- Качество AdBlue. Если недобросовестный производитель «не доложил» в раствор карбамида, программа управления двигателем может уменьшить мощность двигателя, что приведет к росту расхода топлива. То есть контрафактный AdBlue израсходуется быстрее, чем оригинальный.
Какой расход AdBlue у моего автомобиля?
В инструкции по эксплуатации автомобиля часто пишут лишь объем бака для AdBlue, но не расход на 100 км. Мы поможем рассчитать примерное потребление.
Типичное потребление AdBlue составляет 4–5% от потребления дизельного топлива. При низкой загрузке у легковых автомобилей расход AdBlue может сокращаться до 2%, у грузовых автомобилей — до 3%. Работающие с полной загрузкой грузовые автомобили и дорожно-строительное оборудование могут потреблять 6–10% AdBlue от расхода топлива.
К примеру, Иван эксплуатирует 2-литровый дизельный Mercedes GLC преимущественно по трассе и расход дизеля составляет 6 л/100 км. Это низкое значение, которое говорит о спокойном стиле вождения. Но мы всё равно посчитаем с запасом по верхней границе потребления AdBlue — 5% от дизельного топлива. Получается 0,3 л/100 км или приблизительно литр AdBlue на 1 000 км. Много это или мало? Mercedes Ивана оборудован баком для AdBlue вместимость чуть более 10 литров. 10-литровой канистры AdBlue хватит на 10 000 км. При этом производитель заявляет даже меньший расход: 1 литр AdBlue на 1 200 км, что вполне достижимо при небольших нагрузках на автомобиль.
Отец Ивана — водитель седельного тягача MAN TGX 18.440 BLS. При полной 40-тонной загрузке расход AdBlue составляет 10% от потребления дизтоплива. Средний расход солярки по трассе составляет 30 л/км, а значит расход AdBlue равен 3 л AdBlue/100 км. 80-литрового бака с AdBlue хватит примерно на 2 700 км пробега.
Много это или мало? Смотря в чем считать: рублях, моточасах, ёжиках?
Затраты на AdBlue по сравнению
с отключением системы SCR
Мы могли бы сравнить расходы на AdBlue с вредом для экологии. Но с каким показателем сравнивать? Безусловно, дизельные выхлопные газы на порядок вреднее, чем бензиновые и обладают доказанным канцерогенным воздействием. Наконец, дизельных выхлопов просто больше, потому что именно дизельные двигатели используются в тяжелой технике. Технология очистки выхлопных газов особенно актуальна для густонаселенных городов, которые обслуживают тысячи машин с дизельными двигателями. Но привязывать траты на AdBlue к расходам на экологию или медицину — это путать теплое с мягким.
Можно сравнить расходы на эксплуатацию системы SCR с расходами на удаление этой системы. Но и здесь не может быть точности: если среднюю рыночную стоимость литра мочевины посчитать нетрудно, то отключение SCR стоит по-разному в зависимости от региона, самооценки электрика, вида транспортного средства. Здесь суть не в том, в 10 000 или 30 000 рублей обойдется операция. А в тех последствиях, которые она может повлечь: глюки блока управления двигателем, увеличение расхода топлива и, при желании восстановить работоспособность системы, необходимость покупать дорогостоящие детали. Недаром на новых грузовиках отключение SCR ведет к снятию гарантийных обязательств производителя. Так что и здесь сравнение некорректное, т.к. отключение SCR в одних случаях проходит без последствий, а в других выливается в «хронические болячки».
Может быть, просто не стоит покупать машину, оборудованную SCR? А что, это вариант — купить технику старого поколения без «экологической удавки». Уже начиная с Евро 4 производители стали применять систему SCR, а начиная с Евро 6 она стала обязательной. Если вы хотите бросить вызов колесу истории, придется покупать технику класса Евро 3 и ниже. Но и здесь выгоду посчитать невозможно, т. к. расходы на ремонт бывшего в употреблении авто индивидуальны в каждом случае, и, как правило, многократно превышают стоимость владения новой машиной.
Экономия при использовании AdBlue
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем подсчитать экономию при использовании AdBlue наиболее точным способом: в деньгах. Система SCR принудительно ограничивают мощность двигателя при пустом баке AdBlue. По нашим исследованиям, снижение мощности приводит к увеличению расхода топлива в среднем на 5%. Теперь посчитаем экономию в трёх сценариях:
1. Автопарк на 30 крупнотоннажных трехосных грузовиков (> 25 т):
- средний пробег = 20 000 км/месяц;
- средний расход топлива = 40 л/100 км;
- общее потребление топлива = 240 т/месяц;
- общее потребление AdBlue = 24 т/месяц;
- экономия топлива 5% = 12 т/месяц.
В 2020 году у нас можно купить AdBlue оптом по цене 16 руб./л, тогда как цена на дизельное топливо колеблется в районе 40 руб./л. Что дешевле,
24 т AdBlue или 12 тонн дизтоплива?
2. Автопарк на 30 среднетоннажных трехосных грузовиков (7,5–14 т):
- средний пробег = 10 000 км/месяц;
- расход топлива = 21 л/100 км;
- общее потребление топлива = 64 т/месяц;
- общее потребление AdBlue = 6,4 т/месяц;
- экономия топлива 5% = 3,2 т/месяц.
Что дешевле, 3,2 тонны дизтоплива или 6,4 тонны AdBlue?
3. Автопарк на 30 коммерческих автомобилей (< 3,5 т):
- средний пробег = 5 000 км/месяц;
- расход топлива = 7 л/100 км;
- общее потребление топлива = 10 т/месяц;
- общее потребление AdBlue = 1 т/месяц;
- экономия топлива 5% = 500 л/месяц.
Без учета скидок для крупного опта, вы можете приобрести у нас куб мочевины по цене 17 000 рублей, а сколько вы потратите на 500 л дизтоплива?
Отметим, что в трех примерах выше мы брали расход AdBlue по верхней границе — 10% от потребления дизтоплива, тогда как реальный расход для тяжело нагруженных дизельных двигателей варьируется в диапазоне 6–10%.
Если вы хотите проконсультироваться по поводу расхода AdBlue для вашей машины или вашего автопарка — позвоните, напишите нам или оставьте комментарий под статьей. Читайте также в нашем блоге:
AdBlue — это не топливная присадка!
Последствия применения негодной жидкости
Что будет, если отключить систему SCR?
Миссия Службы доставки мочевины AdBlue365 — продажа качественного раствора AdBlue, который позволит владельцам автопарков сократить затраты на топливо и избежать поломок системы SCR.