Найти тему
ПРЕСКЕВЮ

Фикрайтеры: творцы иной реальности или творческие паразиты?

Фикрайтер — автор-любитель, которые создаёт фанфики (от англ. «fan fiction» — "фанатская фантазия") — вторичные тексты, сочинённые поклонниками по мотивам какого-либо произведения.

С одной стороны, творческие люди, погрузившись в мир, созданный автором, хотят чего-то большего. Или просто нашли способ самовыражения в теме, ими любимой.

Скажем, посмотрел кто-то "Игру престолов". И так не по душе пришёлся исход с внезапным безумием Дейнерис и всеми последовавшими событиями, что, будучи не силах отойти от шока, пишет зритель свою версию финала. И всё, стало спокойнее. А если это написано более-менее толково и грамотно, понравится и единомышленникам. И свои фанаты найдутся, которые тоже не сошлись во взглядах с автором сценария. И даже попросят написать продолжение. Появится группа/канал. И всем будет хорошо. Маленький невинный домысел. Фанатские фантазии. Кто запретит? Понятно, что в реальной версии иначе, но как будто создаём свой островок иной реальности, где всё именно так, как мы ожидали. И ничего в этом страшного нет, если фанат-автор и кучка его читателей будут счастливы.

В чьих-то фанфиках полюбившаяся героиня осталась жива.
В чьих-то фанфиках полюбившаяся героиня осталась жива.

Бывает, фанфики становятся началом новой вселенной, когда произведение вдохновляет фаната не только на переделывание отдельных сюжетов или продолжение истории, но на самостоятельное произведение, отличное от фанатских версий.

Так, например, российский фантаст Ник Перумов начал свой писательский путь с фанфика по «Властелину колец» Толкиена — трёхтомника «Кольцо Тьмы», продолжающего и расширяющего историю борьбы различных рас в мире Средиземья.

Впоследствии Ник Перумов перешёл на описание собственных миров, но фэнтези-мир Толкиена повлиял на его творческое становление.

А трилогия "50 оттенков ..." начиналась как фанфик к саге "Сумерки". Впоследствии поменялись имена, обстоятельства и сама история. Исчезли и черты фэнтези. Впрочем, и общие черты, бесспорно, сохранились: непростые отношения весьма посредственной "девы в беде" с её загадочным и романтичным злым гением. Однако многим сюжетам свойственно пересекаться.

‌Французский театровед Жорж Польти считал, что все литературные произведения построены на 36 драматических сюжетах, связанных с отношениями между героями и их переживаниями. Невозможно бесконечно создавать что-то новое. Но можно до бесконечности комбинировать уже то, что открыто.

Когда на вдохновении от произведения создаётся что-то новое — это уже творчество, и это прекрасно. Но когда вся деятельность строится на плясках на костях автора-создателя, это немного грустно.

В последнее время получило распространение переосмысление сказок и изменение известных сюжетов. Но сказки — достояние народа, а не собственность отдельного автора. Почему бы и нет. Кроме того, сюжеты из фольклора так или иначе иногда бывают зашифрованы в тех или иных произведениях разных народов.

Сейчас возможность творить близка, как никогда. Любой может опубликовать написанные строки, не дожидаясь унизительных бесед с издателями, а просто проверить, как реагирует публика на представленные ей произведения.

Возможно, самое время проверить это и, оторвавшись от череды фанфиков рискнуть создать что-то, выходящее за их пределы. Конечно же, нечто более простое. Зато своё.

Идеал и уровень Александра Сергеевича — отдельная история. Но вдруг выйдет что-то достойное.
Идеал и уровень Александра Сергеевича — отдельная история. Но вдруг выйдет что-то достойное.
Если эта статья была хоть чуточку полезна для Вас, мы будем рады обратной связи в виде "лайка", а также конструктивным комментариям. Чтобы встречаться с нами чаще, можно подписаться на ПРЕСКЕВЮ, а также поделиться идеями для следующих публикаций.