Великолепная Мадхаби Мукхерджи – одна из лучших актрис, которые когда-либо появлялись на индийском экране. Необыкновенные внешние данные, когда лицо не столько прекрасное, сколько яркое, необыкновенное, даже изысканное. Такую раз увидишь – запомнишь на всю жизнь. А если ещё к этому добавить необычайный актёрский талант, очень естественную и ни на кого не похожую манеру игры. Её называют идеальной героиней Сатьяджита Рея. И это не смотря на то, что этот величайший титан не только бенгальского, но и всего мирового кинематографа работал с такими звёздами первой величины как Апарна Сен, Вахида Рехман и Шармила Тагор. Более того в сети чрезвычайно сложно найти какие-либо изображения молодой Мадхаби, не являющиеся кадрами из фильмов Сатьяджита Рея.
Будущая актриса родилась в 1942 году. В их калькуттской семье было только трое: мать, Мадхаби и её сестра. Поэтому зарабатывать на жизнь Мадхаби начала ещё будучи юной девочкой в качестве театральной актрисы. Её дебют в кино состоялся в 1950 году (всего в возрасте 8 лет) в фильме Премендра Митры Kankantala Light Railway. До знакомства с Сатьяджитом Реем Мадхаби успела поработать в фильмах двух других титанов бенгальского кинематографа: Мринала Сена (Baishey Shravan - Wedding Day – День свадьбы) в 1960 году и Ритвика Гхатака (Субанарекха – Subarnarekha) в 1962 году (правда на экраны это кино вышло с большим опозданием - только в 1965 году). Так что с уверенностью можно сказать, что совсем не Сатьяджит Рей открыл Мадхаби как актрису. Хотя в Индии до сих пор распространено именно такое заблуждение. Мастер заполучил уже сформированную опытную и зрелую актрису, имевшую 12-летний кинематографический стаж за плечами, несмотря на то, что ей было всего около 20-ти лет.
Мадхаби Мукхерджи снялась в трёх фильмах Сатьяджита Рея подряд, в том числе и том, который сам Мастер склонен был называть своим лучшим и любимейшим творением:
1. Большой город (1963)/ Mahanagar
2. Чарулата (1964)/ Charulata
3. Трус (1965)/ Kapurush
Эти три роли критики фактически единодушно называют пиком её карьеры. Никогда уже более Мадхаби не смогла сыграть столь же блестяще. Но потом что-то явно случилось во взаимоотношениях Рея со своей лучшей актрисой. Их пути разошлись, чтобы уже больше никогда не пересекаться. Даже в своих интервью, даваемых после смерти Рея, Мадхаби, ушедшая на склоне лет в политику, высказывалась об опыте работы с величайшим режиссёром бенгальского кинематографа очень осторожно и сдержанно, придерживаясь преимущественно исключительно общеизвестных фактов. Журналисты же по своей извечной традиции во всём пытаются раскопать некую интимную подоплёку.
Страсти вспыхнули можно сказать с новой силой , когда вышла в свет книга Биджои Рей – вдовы режиссёра «Наша жизнь», в которой есть недвусмысленные намёки на её подозрения относительно не только профессиональных отношений между её супругом и его «Чарулатой». Однако там же сказано, что в ответ на высказанное ею обвинение Сатьяджит сказал, что никогда не заглядывался на других женщин. Так что журналисты не уймутся до сих пор. После выхода на экраны фильма Ритупарно Гхоша «Вечное» (2009), в котором рассматривался конфликт взаимоотношений между арт-хаусным режиссёром, его супругой и молодой талантливой актрисой, пресса снова подняла эту тему, усмотрев в киногероях намёк на Сатьяджита, Мадхаби и Биджою. Хотя сам Ритупарно всегда категорически опровергал подобную трактовку своих персонажей.
Конечно, после 1965 года Мадхаби не ушла из кино. Она снималась ещё не одно десятилетие и работала с прекрасными режиссёрами некоммерческого кинематографа: Тапаном Сингхом, Мриналом Сеном и Ритупарном Гхошем. Сумела завоевать экраны и в коммерческом кино, стала звездой. В 1970-м году получила национальную премию как лучшая актриса за главную роль в фильме Бимала Бхумика Dibratrir Kabya. Однако в историю бенгальского и мирового кинематографа она вошла именно как лучшая героиня фильмов Сатьяджита Рея и навсегда стала ассоциироваться с созданными ею тремя чарующими женскими образами: Арати, Чарулаты и Каруны.
© Падмини (Анна Воронова)