Сейчас беспилотники начинают выполнять всё больше новых функций: работают и за доставщиков еды, и за почтальонов, а в Вологодской области в умелых руках сотрудников МЧС помогают спасать людей.
Об особенностях и условиях эксплуатации беспилотных летательных аппаратов рассказал сотрудник отдела применения беспилотных авиационных систем Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Вологодской области Семён Костриков.
Беспилотные авиационные системы (сокращенно БАС) используются для проведения научной разведки в зоне ЧС, определения масштабов происшествия, границ ЧС, а также расчета необходимых сил и средств, путей и подходов спасательных подразделений и координации их работ.
В понятие БАС входят беспилотные воздушные суда (БВС). В Вологодской области используются два вида БВС. Произведенные в Китае модели вертолетного типа — DJI Phantom 4 отличаются мобильностью и оперативностью при подготовке к полету. Весят они около 1400 граммов. Аппараты могут развивать скорость до 72 км/час и подниматься на высоту до 500 метров. Им нестрашен мороз до минус 10 градусов и жара до плюс 40, однако существенным препятствием в работе может стать ветер (более 10 метров в секунду уже критично). Фантомы работают на аккумуляторе, хватает их на полчаса.
Модели самолетного типа выносливее — они могут работать 12 часов и более в зависимости от погодных условий. Один из таких БВС — «Орлан 10». Аппарат солиднее по весу, чем его китайский собрат, — 20 кг, и летает быстрее — 100 км/час, и выше — до 5000 метров над землей. Дальность полета доходит до 600 километров.
«Вертолетный тип от самолетного отличается тем, что вертолетный тип мобильнее, оперативнее. На БВС вертолетного типа очень удобно снимать локальные ЧС. Приехал, развернулся, моментально запустил, подключил, отснял материал, увидел, где что происходит, определил масштаб происшествия. Самолетный тип гораздо менее мобилен — у него около двух часов только подготовка к полету занимает: сбор антен, самолетные проверки — почти как у настоящего самолета всё происходит. Устанавливается катапульта, с помощью которой он запускается», — поясняет Семён Костриков.
Глаз, как у орла
Один из безусловных плюсов БВС самолетного типа, по словам специалиста, дальность. Очень удобно с помощью «Орлана 10» просматривать русла рек. В этом году подобный аппарат использовался в Великом Устюге для мониторинга паводковой обстановки. Судно летит над рекой, а сотрудники МЧС с помощью него отслеживают, где образовались заторы, зоны подтопления, записывают координаты. Фото- и видеоматериалы затем смотрят специалисты и взрывники.
Когда в лесах начинается пожароопасный период, для осмотра местности также используется «Орлан 10», так как может покрывать большие расстояния. А вот для поиска людей аппарат не так удобен.
«Он дальнего действия, но и скорость у него большая — попробуйте на скорости 100 километров в час человека увидеть. Опускаешься ниже — там еще быстрее всё мелькает, а выше — меньше видно, всё очень маленькое. Потерявшегося в таком случае есть шанс обнаружить, только если он разведет костер или на открытой местности окажется. Что касается вертолетного типа, у него радиус действия небольшой, но зато можно остановиться посмотреть внимательнее. Так приходится по ситуации выбирать, какой аппарат использовать на данный момент», — рассказывает Семён Костриков.
Непростая процедура
Запуску БВС предшествует непростая процедура подготовки. И дело не только в том, что аппарат нужно технически проверить и включить. Полет возможен только с разрешения органов регулирования воздушного движения и по приказу начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области. Заявление на запуск БВС нужно подавать за трое суток.
«Мы согласовываем полеты с вологодским органом регулирования воздушного движения и зональным центром в Санкт-Петербурге. Для этого пишется представление на предоставление местного режима: там указаны координаты, дата, время, место, высоты. В Санкт-Петербурге это представление рассматривают, и, если мы не пересекаемся ни с кем, они нам дают номер местного режима. То есть эта территория, эта высота воздушного пространства забронирована за нами на такое-то число, и никто не имеет права пересекать нашу территорию», — говорит Семён Костриков.
Большое количество времени на согласование требуется при проведении плановых операций: это еженедельные учебно-тренировочные полеты, мониторинг паводковой ситуации (к подобной работе в Великом Устюге сотрудники МЧС начинали готовиться за неделю). За сутки начальник подразделения ставит перед подчиненными задачи по полетам.
В скором времени арсенал беспилотных средств регионального управления МЧС пополнится новыми аппаратами: запланировано поступление полноприводного автомобиля на базе микроавтобуса, укомплектованного различными типами БВС и необходимым оборудованием контроля за полетами и контроля действий пилота.
Алена Махлина
Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!