Найти тему

Как культура страны влияет на качество образования: мировой опыт

Оглавление

Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.

Уважаемые читатели, прежде чем приступить к прочтению статьи, убедительно прошу подписаться на мой канал в телеграме "Лестница Роста"

Во всем мире идет тенденция усовершенствования системы образования для обеспечения качества образования и эффективного личностного роста детей. Сегодня ни для кого не секрет, что где бы вы ни ходили в школу, на ваше образование в первую очередь влияют культура и образ мышления этой страны, т.е. менталитет народа. Как раз менталитет народа является главным двигателем всех реформ образования. Конечно, ни одна система образования не идеальна, есть страны, которые добиваются хороших качественных результатов в личностном развитии, помогающие людям преодолевать жизненные препятствия.

Итак, какие страны понимают свою культуру, и какие факторы делают их такими успешными? Многие страны по-разному строят свое образование, но, на наш взгляд, стоит выделить четыре страны, успехи которых в образовании заставляют нас обратиться к их опытам, и чему мы можем научиться у них.

Японская школа

-2

Любой, кто побывал в Японии, заметит, что у японцев очень вежливый характер и манера поведения. Это связано с тем, что в японской культуре очень сильный акцент делается на формировании характера ребенка перед началом традиционного образования с экзаменами и тестированием.

Первые несколько лет школьной жизни ребенка в Японии формируют такие ценности, как: уважение, сострадание и щедрость, а также развитие у них понимания различий между добром и злом. Закладывают в ребенка чувство справедливости, развития самоконтроля и решимости в действиях. Эти качества помогают установить чувство баланса, необходимого для успеха в школе и дальнейшей жизни.

В то время как во многих школах работают дворники, которые убирают каждый укромный уголок, в Японии классные комнаты, коридоры, кафетерии и даже туалеты моют сами ученики. Кстати, такое происходило и в советской школе. Правда, насколько я помню, дети туалеты не убирали.

Разделенные на группы ученики ежедневно выполняют свои обязанности по уборке школы, и это является частью системы образования в Японии. Такое трудовое воспитание учит ребенка не только тому, как убирать классы, но и способствует совместной работе одноклассников и уважению к проделанной работе и работе других.

Школы в Финляндии

-3

Финляндия также является страной, которая достигла больших успехов в развитии образования. Частично это связано с их идеей, что лучше меньше, да лучше. Учителя в Финляндии проводят в классе около 600 часов в год - это почти вдвое больше, чем у учителей в Америке, но меньше, чем у наших учителей (в среднем – 1020 часов). Но учителя в Финляндии больше времени тратят на профессиональное развитие ребенка, что в конечном итоге приводит к качеству проведенных часов, в отличии от наших учителей. В результате выигрывают не только дети, но и педагогический коллектив.

Финляндия и другие скандинавские страны, в том числе Норвегия и Швеция, уделяют большое внимание пребыванию детей на природе. Из-за этого дети в Финляндии проводят огромное количество времени на свежем воздухе. Мне это напоминает методику обучения известного советского педагога В.А. Сухомлинского. Для этих стран такое преподавание рассматривается как важный компонент обучения.

Даже в разгар зимы дети играют на улице или отправляются в познавательные поездки в леса или горы. Было обнаружено, что природа не только побуждает детей к активности, но и оказывает огромное благотворное влияние на их благополучие, счастье и что немаловажно, помогает им развивать память с помощью различных методов обучения.

Образование в Сингапуре

-4

Сингапур имеет один из самых высоких финансовой показателей вливания денежных средств в школу в Азии и мире. Эта страна вкладывает большие техническая средства в школьное обучение.

Большое внимание уделяется информационным технологиям для улучшения сингапурских школ и возможности для детей получить доступ к информации. Они инвестируют в цифровое обучение с высокоскоростным доступом в Интернет и в создание электронных учебников, что делает учебные материалы намного более доступными, особенно для учащихся из семей с низкими доходами, а в условиях пандемии это важное составляющее.

В Сингапуре за последние годы в системе образования была проведена качественная реформа. Одним из конкретных дополнений в области образования стала учебная программа по социальным и эмоциональным навыкам, в которой основное внимание уделяется последним открытиям в области позитивной психологии, касающихся мышления, устойчивости и стойкости. Позитивное образование рассматривается как фундаментальная и важная составляющая в классе, которая развивает и формирует новые методы преподавания и обучает детей различным способам поощрения позитива в их жизнедеятельности.

Образование в Германии

-5

Тесты по национальным учебным программам в разных странах мира используются в целях сравнения достижений учащихся разных школ. Однако такая проверка может оказать психологическое давление на успеваемость детей, помешав им получать удовольствие от учебы и достижения хороших результатов в обучении. В Германии рейтинговые таблицы не публикуются. Поэтому школы не беспокоятся о своей репутации и, следовательно, менее ориентированы на цели.

Немецкие школы следят за тем, чтобы мониторинг учителей и учеников не был чрезмерным, который впоследствии может снизить уровень творческих способностей учителей. Это позволяет больше сосредоточиться на процессе обучения, а не на результатах, давая детям менее напряженный и эффективный подход к обучению.

Разделение детей на разные уровни обучения является широко распространенной практикой во многих школах по всему миру, при этом некоторые дети физически помещаются в разные классы в зависимости от уровня их потребностей. В Германии школы объединены в более общие общеобразовательные школы, которые имеют возможность воспитывать и поддерживать детей всех уровней в одной среде. Это разрушает сегрегацию между детьми на разных путях обучения и способствует гибкости в их обучении, что устраняет роли, связанные с сегрегацией.

Сегодня многие западные системы образования за опытом обращаются к азиатским школам за секретами достижения ими высоких результатов обучения детей. Становится понятным тот факт, что не существует единой системы образования, которая способна удовлетворить все потребности общества. Невозможно принять чужой опыт достижения качественного результата обучения, без учета своих культурных и ментальных особенностей.