Жаловаться – плохо..?
1) - Мама, этот мальчик ударил меня мячом! (Ребенок)
- Не жалуйся, иди, играй! (Мама)
2) - Мама, эти девочки не хотят со мной играть! (Ребенок)
- Ну не хотят и не хотят, иди лучше покатайся на каруселях. (Мама)
3) – Мама, а вот этот мальчик сказал, что я маленький. А я не маленький. (Ребенок)
- Конечно ты не маленький, ты большой! (Мама)
4) – Папа, я с тобой дружить не буду, понятно? (Ребенок)
(Сложив руки, задрав нос и нахмурив брови) (Мама)
- В ответ молчание и тишина, авось скоро забудет.
5) – Папа, эта девочка разломала мою башню! (Ребенок)
- Ничего страшного. Она же маленькая. (Мама)
Ребёнок жалуется, то «это» не так, то «то» не так. Ну ладно, если девочки жалуются – это ещё пол беды, ну если мальчики…это совсем не дело.
…думаем мы, родители, бабушки и дедушки.
Так жаловаться – это плохо или нет??
Давайте подумаем, а что на самом деле хочет донести до нас ребёнок?
Возможно, он так общается, это способ его общения, он нам подражает, как может. Когда мы приходим с работы, то говорим: «Ой, этот Сергей Иванович надоел, весь день, то ему «это» принеси, то «то», ни минуты покоя». Или «Ох эти пробки, сколько можно, да еще эта женщина на белом БМВ, из-за неё весь ряд встал, не пройти – не проехать».
Жаловаться мы, похоже, тоже умеем…
А может, когда ребёнок жалуется, он на самом деле хочет сказать то, чем может поделиться только с нами. Он хочет нам доверить то, что его беспокоит, доверить самым близким.
А почему он так делает??
Потому что он нуждается в обеспечении и сохранении его безопасности. А точнее:
1.Мама, папа, я нуждаюсь в вашей защите.
2.Мама, папа, вы мои друзья, только к вам я могу обратиться.
3.Мама, папа, я нуждаюсь в вашей помощи.
4.Мама, папа, помогите мне найти варианты решения.
5.Мама, папа, мне сейчас плохо, я не знаю, как поступить.
И вот теперь, когда мы знаем, что хочет до нас донести наш ребёнок, нам нужно понять: а что делать и как помочь?
Давайте разбираться по порядку.
1) - Мама, этот мальчик ударил в меня мячом?
- Он случайно? (Мама)
Если да, значит, ребенок хочет просто рассказать вам о случившемся и посмотреть на вашу реакцию.
Если специально, то предложите ему варианты решения.
- Подойди и скажи твердо и чётко: меня бить нельзя (Мама)
Если повторится снова, то снова сказать: «меня бить нельзя» и бросить мяч в него со словами «тебе не приятно, вот и мне не приятно».
Если подобного рода ситуации происходят не на ваших глазах, а в детском саду, то лучше отработать другую схему.
1.Меня бить нельзя.
2.Подойти к педагогу/воспитателю и сказать: «мальчик Петя ударил меня мячом специально. В следующий раз я дам ему сдачу».
2) Мама, эти девочки не хотят со мной играть?
Нужно узнать причину.
- Почему? (Мама)
- Я около них играю, а они меня к себе не зовут играть. (Ребенок)
- Давай вместе подойдем и спросим, как их зовут и во что они играют. Пойдем? (Мама)
Предложи им поиграть в мяч все вместе, мы как раз взяли его с собой (Мама)
А вообще, если ребёнок тяжело находит контакт с другими детьми, то приглашайте в гости друзей, детей. Ведь ребенок, да и любой взрослый, хорошо себя чувствует именно дома. Ребёнок запомнит это ощущение комфорта, спокойствия, безопасности и ему будет легче вступать в контакт с другими детьми, со знакомыми и малознакомыми уже не на территории дома.
3) Папа, а вот этот мальчик сказал, что я маленький. А я не маленький!
А какой ты? А ты знаешь, что когда-то и я, и твоя мама были маленькими. Маленькие дети очень интересные. Знаешь, они могут очень крепко цепляться за игрушку, они очень ловко ползают, могут перегнать любого взрослого, они быстрые и шустрые. Маленькие дети очень мило улыбаются.
Давай вместе подумаем, если тебе в следующий раз скажут, что ты маленький, что можно ответить?
4) Мама, я с тобой дружить не буду. Сложив руки и нахмурив брови, обиделся на маму ребёнок.
Расскажите ему стихотворение «Обида» Эммы Мошковской.
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…
Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось.
5) Папа, эта девочка разломала мою башню.
- Давайте вместе построим новую. (Папа)
- Давай скажем ей, что твои постройки рушить нельзя, что тебе не приятно. (Папа)
Если мы скажем: ну ничего страшного, она же маленькая. Это может не сработать. Почему? Потому что ребенок до трех лет просто еще не умеет сопереживать, проявлять терпимость по отношению к другим. Только к концу дошкольного возраста эмпатия имеет место быть. А мы хотим, чтобы он вошел в положение другого ребенка, маленького ребёнка. Конечно же, слово «маленький» вряд ли будет у него ассоциироваться с чем-то хорошим. А это зерно посеяли мы сами, мы сами слово «маленький» употребляем в негативном ключе для своих уловок и манипуляций.
Что получается?
Получается, когда ребенок через происходившие с ним ситуации, чувствует, что вы на его стороне всегда, вне зависимости от того, как он себя ведет, вместе ищете варианты решения, тогда и жалобы стихнут, потому что ребенок точно знает, что вы его защитите и что вы его добрый помощник. Он не будет впадать в ступор при возникновении неприятной ситуации, потому что вы вместе ищете новые варианты решения. Ребенок их усвоит без труда. Там, где есть уже что-то знакомое, проверенное на практике, придумать свой вариант решения намного легче.