Найти тему
АЛЬБИНА ЗАЖЕНОВА

Ребенок постоянно жалуется!

плохо ли жаловаться?
плохо ли жаловаться?

Жаловаться – плохо..?

1) - Мама, этот мальчик ударил меня мячом! (Ребенок)

- Не жалуйся, иди, играй! (Мама)

2) - Мама, эти девочки не хотят со мной играть! (Ребенок)

- Ну не хотят и не хотят, иди лучше покатайся на каруселях. (Мама)

3) – Мама, а вот этот мальчик сказал, что я маленький. А я не маленький. (Ребенок)

- Конечно ты не маленький, ты большой! (Мама)

4) – Папа, я с тобой дружить не буду, понятно? (Ребенок)

(Сложив руки, задрав нос и нахмурив брови) (Мама)

- В ответ молчание и тишина, авось скоро забудет.

5) – Папа, эта девочка разломала мою башню! (Ребенок)

- Ничего страшного. Она же маленькая. (Мама)

Ребёнок жалуется, то «это» не так, то «то» не так. Ну ладно, если девочки жалуются – это ещё пол беды, ну если мальчики…это совсем не дело.

…думаем мы, родители, бабушки и дедушки.

Так жаловаться – это плохо или нет??

Давайте подумаем, а что на самом деле хочет донести до нас ребёнок?

Возможно, он так общается, это способ его общения, он нам подражает, как может. Когда мы приходим с работы, то говорим: «Ой, этот Сергей Иванович надоел, весь день, то ему «это» принеси, то «то», ни минуты покоя». Или «Ох эти пробки, сколько можно, да еще эта женщина на белом БМВ, из-за неё весь ряд встал, не пройти – не проехать».

Жаловаться мы, похоже, тоже умеем…

А может, когда ребёнок жалуется, он на самом деле хочет сказать то, чем может поделиться только с нами. Он хочет нам доверить то, что его беспокоит, доверить самым близким.

А почему он так делает??

Потому что он нуждается в обеспечении и сохранении его безопасности. А точнее:

1.Мама, папа, я нуждаюсь в вашей защите.

2.Мама, папа, вы мои друзья, только к вам я могу обратиться.

3.Мама, папа, я нуждаюсь в вашей помощи.

4.Мама, папа, помогите мне найти варианты решения.

5.Мама, папа, мне сейчас плохо, я не знаю, как поступить.

И вот теперь, когда мы знаем, что хочет до нас донести наш ребёнок, нам нужно понять: а что делать и как помочь?

Давайте разбираться по порядку.

1) - Мама, этот мальчик ударил в меня мячом?

- Он случайно? (Мама)

Если да, значит, ребенок хочет просто рассказать вам о случившемся и посмотреть на вашу реакцию.

Если специально, то предложите ему варианты решения.

- Подойди и скажи твердо и чётко: меня бить нельзя (Мама)

Если повторится снова, то снова сказать: «меня бить нельзя» и бросить мяч в него со словами «тебе не приятно, вот и мне не приятно».

Если подобного рода ситуации происходят не на ваших глазах, а в детском саду, то лучше отработать другую схему.

1.Меня бить нельзя.

2.Подойти к педагогу/воспитателю и сказать: «мальчик Петя ударил меня мячом специально. В следующий раз я дам ему сдачу».

2) Мама, эти девочки не хотят со мной играть?

Нужно узнать причину.

- Почему? (Мама)

- Я около них играю, а они меня к себе не зовут играть. (Ребенок)

- Давай вместе подойдем и спросим, как их зовут и во что они играют. Пойдем? (Мама)

Предложи им поиграть в мяч все вместе, мы как раз взяли его с собой (Мама)

А вообще, если ребёнок тяжело находит контакт с другими детьми, то приглашайте в гости друзей, детей. Ведь ребенок, да и любой взрослый, хорошо себя чувствует именно дома. Ребёнок запомнит это ощущение комфорта, спокойствия, безопасности и ему будет легче вступать в контакт с другими детьми, со знакомыми и малознакомыми уже не на территории дома.

3) Папа, а вот этот мальчик сказал, что я маленький. А я не маленький!

А какой ты? А ты знаешь, что когда-то и я, и твоя мама были маленькими. Маленькие дети очень интересные. Знаешь, они могут очень крепко цепляться за игрушку, они очень ловко ползают, могут перегнать любого взрослого, они быстрые и шустрые. Маленькие дети очень мило улыбаются.

Давай вместе подумаем, если тебе в следующий раз скажут, что ты маленький, что можно ответить?

4) Мама, я с тобой дружить не буду. Сложив руки и нахмурив брови, обиделся на маму ребёнок.

Расскажите ему стихотворение «Обида» Эммы Мошковской.

Я ушёл в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде

я не видел

ни цветочка, ни куста…

И в обиде

я не видел

ни цветочка, ни куста…

И в обиде я обидел

и щеночка, и кота…

Я в обиде

Съел пирог

и в обиде

я прилёг,

и проспал в ней два часа.

Открываю я глаза…

А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

5) Папа, эта девочка разломала мою башню.

- Давайте вместе построим новую. (Папа)

- Давай скажем ей, что твои постройки рушить нельзя, что тебе не приятно. (Папа)

Если мы скажем: ну ничего страшного, она же маленькая. Это может не сработать. Почему? Потому что ребенок до трех лет просто еще не умеет сопереживать, проявлять терпимость по отношению к другим. Только к концу дошкольного возраста эмпатия имеет место быть. А мы хотим, чтобы он вошел в положение другого ребенка, маленького ребёнка. Конечно же, слово «маленький» вряд ли будет у него ассоциироваться с чем-то хорошим. А это зерно посеяли мы сами, мы сами слово «маленький» употребляем в негативном ключе для своих уловок и манипуляций.

Что получается?

Получается, когда ребенок через происходившие с ним ситуации, чувствует, что вы на его стороне всегда, вне зависимости от того, как он себя ведет, вместе ищете варианты решения, тогда и жалобы стихнут, потому что ребенок точно знает, что вы его защитите и что вы его добрый помощник. Он не будет впадать в ступор при возникновении неприятной ситуации, потому что вы вместе ищете новые варианты решения. Ребенок их усвоит без труда. Там, где есть уже что-то знакомое, проверенное на практике, придумать свой вариант решения намного легче.