Найти тему
NEFT

Почему Москве стоит учесть тюменский опыт при ликвидации троллейбусов

Оглавление

Московские власти 25 августа ликвидировали практически все троллейбусные маршруты в городе. Вместо троллейбусов горожан, по данным дептранса Москвы, будут перевозить 450 электробусов и больше тысячи автобусов с дизельным двигателем. Подобная ситуация произошла и в Тюмени в 2009 году, когда губернатором области был нынешний глава Минстроя Владимир Якушев. Правда тогда на смену троллейбусам пришел только дизельный общественный транспорт. NEFT узнала, как утрата электрического транспорта повлияла на Тюмень и стоило ли московским властям повторять тюменский опыт.

«Каждый автобус — это плюс 1,5 тонны угарного газа в год»

Глава тюменского отделения федерального фонда «Городские проекты» Кристина Шелемеха рассказала NEFT об экологических последствиях ликвидации троллейбусов в Тюмени:

«Замена одного троллейбуса на дизельный автобус приводит к увеличению выбросов угарного газа на 1,5 тонн, оксида серы — на 0,5 тонн, оксида азота — на 1 тонну и твердых микрочастиц — на 200 кг в год. А теперь представьте, сколько у нас было троллейбусных маршрутов, на место которых встали дизельные автобусы. Причем не соотношении 1:1».

Она отметила, что электробус со стационарной аккумулятором (именно такие ввели в Москве) — тоже не альтернатива, потому что производство и утилизация батарей для них — это очень ресурсоемкий и углеродоемкий процесс. Экологичная замена дизельным автобусам — это электротранспорт с динамической подзарядкой. То есть тот, который заряжается от сети в процессе движения.

«С точки зрении экологии города все-таки электробусы более экологичны, чем дизель. Но в Тюмени у электробусов стоит дизельная печка, поэтому выхлопные газы все равно есть», — рассказал NEFT Аркадий Каюгин, доцент кафедры органической и экологической химии, автор паблика «Тюмень для людей».

Фото: паблик «Тюмень — наш дом»
Фото: паблик «Тюмень — наш дом»

Московским властям при дальнейшей замене дизельных автобусов на электробус стоит учесть вред от дизельных печек в машинах и вопрос о будущей утилизации аккумуляторов.

Однозначно сказать, что выгоднее для города — троллейбусы или автобусы — нельзя

В 2009 году власти Тюмени объясняли ликвидацию троллейбусов нерентабельностью. Электрический транспорт привязан к линиям электропередач. Из-за этого чиновникам было сложно корректировать маршруты в растущем городе — троллейбусы ходили полупустыми, а при себестоимости поездки в 22 рубля, горожане платили всего семь. Кроме того, любое повреждение на линии обесточивало весь городской транспорт.

Несмотря на то, что Москве один электробус обошелся в 33 млн рублей, а троллейбус стоит около 14 млн, однозначно сказать, какой трансопрт выгоднее для города — нельзя. Как отмечает автор телеграм-канала «БюроИКС. Городской транспорт» Роберт Ян, троллейбусы стоят дешевле, тогда как автобусы позволяют собирать больше пассажиров:

«У нас не так много предприятий, которые производят автобусы. Практически полный монополист — это ЛиАЗ. А заводов, конструирующих троллейбусы, больше, поэтому можно получить какую-то выгоду по цене. Электробус по всем параметрам обслуживания дороже, чем автобус или троллейбус. С точки зрения экономики этот транспорт не выгоден для города, но [ради экологии] город идет на это», — объясняет Ян.

Фото: сайт Мосгортранс
Фото: сайт Мосгортранс

По словам собеседника NEFT, в вопросе выбора общественного транспорта власти должны определить приоритет для города. Если важнее экология, то лучший выбор — это троллейбусы. Если доступность транспорта — то автобусы.

В Москве остановились на компромиссном варианте: в приоритет поставили доступность и при этом не забыли об экологии, считает Ян.

Портят троллейбусы городский вид или нет — дело вкуса

Противники троллейбуса говорят о том, что этот транспорт из-за линий передач портит облик города. Глава тюменских «Городских проектов» с этим не соглашается:

«Провода у современных троллейбусных сетей практически незаметны
Поэтому аргумент, что провода уродовали Тюмень, неверен. Вульгарное украшение города к праздникам или отсутствие дизайн-кода, например, намного больше портят облик города», убеждена Шелемеха.

Фото: city4people
Фото: city4people

С ней согласна тюменская урбанистка Екатерина Журавлева:

«Троллейбусы добавляют шарма, особенно в исторической городской застройке. Мы сберегаем что-то историческое, что привлекает туристов в город, сохраняем его лицо».
У московских властей другая точка зрения. Заммэра Москвы по транспорту
Максим Ликсутов еще в марте 2016 заявил, что по мнению мэрии столицы, провода от троллейбусов портят городской вид.

Анатолий Кузнецов
Фото обложки: mosgortrans.ru