Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Эта публикация раскрывает облик прославленных русских композиторов Балакирева и Римского-Корсакова в неожиданном ракурсе - как воспитателей мальчиков Придворной певческой капеллы, где было заметно улучшено традиционное качество образования.
Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) -известный русский композитор, дирижер, глава творческого объединения русских композиторов "Могучая кучка", стал управляющим Придворной певческой капеллы в феврале 1883 г. С этого же срока его помощником по музыкальному образованию стал Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) -русский композитор, дирижер, музыкальный критик, общественный деятель.
Назначение этих композиторов состоялось сразу после восхождения на престол Александра III, проводившего политику русификации общества совместно с укреплением основ православия.
Хор капеллы исстари был превосходным. Но собственно музыкальное образование как таковое отсутствовало. Поэтому, потеряв певческий голос, человек становился незащищенным, терял работу. В таких случаях бывшие певчие массово спивались.
Деятельность обоих выдающихся композиторов в капелле началась как преобразование сложившихся негативных устоев, при которых шло только обучение хоровому пению и не давалось сколько-нибудь серьезных знаний по теории и истории музыки. Ими были внедрены новые учебные дисциплины, расширены инструментальные классы, организован симфонический оркестр, усовершенствован репертуар хора; ранее, чем в консерватории, открыт дирижерский класс.
Удивительно, но мальчишки, обучавшиеся в капелле и дававшие всем прозвища, выделяли иногда суховатого в общении, делового и никогда не звигрывавшего с ними Римского-Корсакова, даже не наградив его ни одним прозвищем. Самым большим одобрением или лаской со стороны Николая Андреевича был один-единственный жест: раскачиваясь из стороны в сторону, взъерошить волосы отличившегося в хорошую сторону ученика.
Балакирев по прозвищу "плешустик" (за наличие лысины) ценился ими почему-то меньше, хотя всего себя отдавал делу воспитания подведомственных ему детей. Милий Алексеевич знал каждого ученика по имени, знал день ангела и поздравлял в этот день каждого воспитанника, хлопотал об устройстве выпускников на хорошие должности, делал все возможное, чтобы освободить слабых здоровьем от воинской повинности.
Во время обедов он следил, чтобы манеры приема пищи у воспитанников формировались как высококультурные. Вечером во время отхода ко сну он подходил к засыпающим детям и ласково говорил: "Христос с тобою, милое дитя, не спи навзничь, повернись на правый бок" - и совал в рот мальчишке леденец.
Видя это истинно отеческое отношение, дети совершенно не ценили его, считая его само собой разумеющимся, и могли отвечать на него откровенным и неприкрытым озорством. Балакирев же, со своей стороны, невзирая на мальчишеские проделки, продолжал исполнять свой высокий долг. Столько, сколько делал для капеллы Балакирев, не делал и не сделал бы никто.
Годы работы этих композиторов в Придворной певческой капелле не только не прошли напрасно, но и принесли русской культуре огромную пользу по превращению капеллы в блестящее профессиональное учебное заведение и творческий коллектив, каким она и остается в наши дни.