Найти тему

Деньги & Идеи: что важнее для команды

Как вы думаете, что управляет этим миром? Я полагаю, что две вещи:
Деньги и Идеи.

Причиной, по которой я решил порассуждать на эту тему является стратегическая сессия, в рамках которой мы с командой очень токовых и умных ребят обсуждали как раз-таки этот вопрос: что важнее — сверхзадача, которая их объединяет, или сухое, скупое, скучное зарабатывание денег?

В какой-то момент спор начал носить принципиальный характер. Одна из сторон стала использовать запрещенные. Одна сторона говорила: "На стремлении заработать деньги великую компанию не построишь, потеряешь всех клиентов и в итоге останешься с деньгами, но потеряешь всякое уважение".
Другая сторона отвечала:
"А как же вы думали? Вы хотите быть такими белыми и пушистыми, а кто-то же должен зарабатывать деньги. Да у тебя просто нет семьи, нет детей, нет ипотеки, поэтому ты можешь позволить себе рассуждать, а вот у меня много обязательств, и вот именно эти обязательства заставляют меня думать о деньгах".

Без сверхзадачи, как таковой, большой и успешный бизнес не строится. Конечно, я часто слышу о том, что эти большие, амбициозные цели, сверхзадачи, миссии, предназначения, ценности — все это классная история, но ее пишут теоретики, которые не понимают реальной жизни. Нужно так же понимать, что сверхзадачи — не для всех, не все понимают и не всем нужна какая-то миссия. Многим людям достаточно выполнять стандартные операции, быть эффективным, обеспечивать себя и свою собственную семью и больше ни к чему не стремиться.

-2

Если же вы хотите оказаться в высшей лиге, вы обязательно должны понять, что движет людьми, которые заработали себе денег на основные потребности, которые себе уже купили очень многое. Ими могут двигать разные мотивы. Может быть, страх потерять деньги? Но страх никого не сделал богаче, как и жадность. Может быть, это связано с привычкой, потому что они находятся в определенном социуме, который их заставляет двигаться. Все это привязано к некой сверхзадаче, которая выходит за рамки обыденного, привычного решения.
Кстати, в сессии мы обсуждали три моих любимых вопроса: "
что вас вдохновляет?", "в чем вы лучшие?", "на чем вы зарабатываете деньги?". Ответив на три этих вопроса, вы можете сформулировать основную концепцию вашего бизнеса. То, что с одной стороны вас вдохновляет, а с другой стороны — позволяет быть достаточно экономически успешными. Но к двум первым вопросам: "в чем вы лучшие?" и "что вас вдохновляет?" было добавлено два подвопроса: "как вы это измеряете?" и "что вы при этом делаете?".

То есть, если стоял вопрос: "что вас вдохновляет?", "как вы измеряете это вдохновение?", то здесь было много споров, что вдохновение изменить нельзя. Нет, друзья! Когда мы что-то делаем, нас что-то конкретное вдохновляет. И мы можем это измерить, если мы хотим этим управлять. Ведь основной принцип — управлять можно только тем, что можно измерить. Вдохновением тоже можно управлять!

Муза не приходит сама по себе. И если вас огромное количество людей, и вы не один, как великий писатель, или великий художник, может позволить себе спокойно жить и распоряжаться своим собственным временем, у предпринимателя задача следующая: у тебя есть не только вдохновение, но и огромное количество людей, которые должны быть так же, как и ты, вдохновлены сверхзадачей и при этом должны понимать, как это можно измерить. Как этим можно управлять.

-3

И еще очень важный момент, который вызвал огромное количество вопросов, и даже часто недопонимания: "а что мы при этом делаем?". Ответом на эти вопросы я стремился добиться осознанности, уйти от общих формулировок, когда мы в целом говорим социально ожидаемые вещи, которые понятны всем и никакой уникальности не имеют.
Я обращал внимание, насколько люди эмоционально говорят о каждом аспекте, насколько эмоционально они включаются. И человек мог сказать такую вещь:
"Меня вдохновляет то, что мы большая компания, которая занимает первое место". И сама интонация говорила о том, что его ничего не вдохновляет.

Люди не привыкли рассуждать о том, в чем они лучшие. И связано это с тем, что мы часто не замечаем то лучшее, что есть в каждой компании. И именно это лучшее надо развивать. Отмечать позитивные аспекты нужно каждый день.

Допустим мы преодолели привычку и определились, в конце концов в чем мы лучшие. Дальше перед нами стоит следующая задача: определить какие есть идеи, которые показывают, в чем мы лучшие и что мы при этом делаем. Эта связка очень важна.

-4

Следующий блок вопросов: на чем мы зарабатываем деньги. При проведении стратегической сессии, о которой я говорил вначале, люди спорили, обсуждали и не понимали, что когда собирается восемь сильных, умных, толковых ребят, которые не могут между собой договориться, причина только в одном - в том, что их потенциал распыляется. И по большому счету, задача стратегической сессии была связана с тем, чтобы покреативить, набросать идей и забыть о них, а сделать так, чтобы каждый проникся этими идеями.

Мне в какой-то момент времени члены команды сказали: "Слушай, Мурат, мы уже устали. Ты задаешь одни и те же вопросы, мы уже не хотим на них отвечать". На что я парировал, что именно в этом моя задача. Мне хочется, чтобы команда и люди устали до такой степени, что в какой-то момент времени к ним будут приходить какие-то новые идеи. Утомить стандартными вопросами. Задавать вопросы до тех пор, пока не придут нормальные, адекватные ответы, которые на самом деле у каждого участника команды есть. Но мы пытаемся высказаться и забыть об этом. И плевать мы хотим, насколько мы понимаем другую сторону.


Можно ли создать команду из людей, которые не заинтересованы во взаимопонимании? Ну, мне кажется, что ответ очевиден. Для каждого из участников было важно не только высказать свою точку зрения и высказать потом:
"Ребят, ну вы меня не услышали, я же вам говорил, теперь это ваши проблемы". Нет, друзья, это наши общие проблемы. И к счастью, те восемь человек, что участвовали в стратегической сессии, они обсуждали и пытались понять друг друга. И во многом они друг друга поняли. И в какой-то момент времени после тех слов о том, что "мы устали, давайте уже другие вопросы", стали появляться инсайты.
Стали появляться
новые идеи и люди стали говорить о том, что важно для них по-настоящему. И это самая сложная часть работы, потому что мне часто задают вопрос: "Скажите, как правильно? Мы правильно отвечаем или неправильно?". Беда в том, что я не знаю, как правильно для них.
Я знаю, как правильно для меня. Если я буду говорить, что правильно для меня, я возьму ответственность за это. И буду вынужден это исполнять. Но ведь задача стратег.сессии в другом,чтобы ее участники взяли на себя ответственность за свои собственные мысли и идеи, осознали, к чему они стремятся и чего они хотят, договорились друг с другом, и после того, когда они все это обсудили, и начали реализовывать.

Все очень просто. Нужно на этапе выработки идей, выработки решений, выработки стратегий, все детально обсудить. И здесь не нужно идти по формальным критериям: пятнадцать минут на этот вопрос, пятнадцать минут на этот, пятнадцать минут на другой. Нет, друзья, это содержательная дискуссия. Часто бывает проблема в том, что многие участники страг.сессии не обладают необходимым стратегическим мышлением. А для того, чтобы его приобрести, нужны, не побоюсь этого слова, годы работы в этом направлении. Потому что научить себя мыслить стратегически — это серьезный и регулярный труд, который нужно делать. Это такая рутина в какой-то момент времени любого управленца.

Знаете, я задал вопрос участникам: "А сколько у вас есть времени, чтобы заняться управлением? Заняться важными и не срочными делами?". Парадокс: все они сказали, что времени на это нет. Потому что они заняты текущей деятельностью, они решают за своих сотрудников, что они должны делать. При этом все говорят, что нам нужна команда, что нужно делегировать ответственность, давать людям возможность самореализации, и так далее. При этом они сами — специалисты. И вы знаете, что было важным в рамках этой страг.сессии? К чему мы пришли? Основным моментом, который должен быть решен в этой компании, это руководители должны стать руководителями. Должны научиться управлять своими мыслями, поступками и мыслями своих собственных сотрудников. Потому что успеха добиться невозможно, отвечая на формальные вопросы формально и надеясь, что после этого что-то изменится.

Так же очень важный момент — перейти от обсуждения проблем к поиску решений. А это в сто раз сложнее. Часто я слышал о том, что люди погружались в обсуждение конкретной проблемы, конкретной ситуации, конкретного конфликта и очень редко искали возможности выработать новые решения. Ну просто бросить идею и сказать: "Ребят, посмотрите, классная же мысль". Мысли могут быть классные, друзья, но управление — это не просто философия и рассуждения о том, что можно сделать. Управление — это регулярная деятельность по достижению тех целей, которые были поставлены.
Кстати, любопытный момент — некоторые из участников признались, что они не любят ставить цели и говорить об этом в слух, потому что боятся их сглазить. Ситуация изменилась. Раньше можно было ставить какие-то цели для себя в надежде, что они исполнятся и часто они либо исполнялись, либо не исполнялись, что на самом деле было чаще.

Но если, друзья, вы не заявляете о своих собственных амбициях, если вы со своей собственной командой не проговариваете, чего вы хотите, у вас ничего не получится. Слушая эти слова, я вспомнил личную историю, для меня она была достаточно болезненной, но на самом деле, она научила меня многому. Дело в том, что прочитав огромное количество книжек про личностной эффективности, по целеполаганию, будучи студентом, я понял, что свои цели нужно прописывать.

Я решил записать их на компьютере. К моему огорчению, чрез какое-то времени одна из моих коллег нашла все, что там было написано и всем зачитала. И спросила, чей это файл? Кто хочет зарабатывать пятьдесят тысяч долларов в месяц? Ну и там было перечисление задач, какие-то простые: купить себе дорогие часы; до более глобальных: построить бельевую компанию. Все смеялись, и знаете, к чему это привело? Возможно, я быстро не достиг тех целей, которые перед собой ставил, но я могу точно сказать, что среди тех, кто смеялся, никто не добился тех целей, которых добился я, и тех целей, которые я перед собой поставил.


Возможно, друзья, ваши личные цели должны быть сохранены в тайне.
Но если это касается вашей работы, то ваши цели должны быть сформулированы, потому что очень мощный инструмент вы получаете, когда вы говорите о целях, когда вы согласовываете эти цели и они являются мерилом того успеха, к которому вы стремитесь, измерителем, на сколько вы эффективны по отношению к самим себе.

Потому что по-большому счету основой конкурент в этой жизни это мы сами. Конкурируйте сами с собой, ставьте перед собой новые амбициозные задачи, испытывайте удовольствие от того, что вы стали лучше, эффективнее, и, возможно, богаче. Это тоже важный аспект.

Пиши вопросы и комментарии, ставь лайки! Подписывайся!

Искренне, Мурат Нурпеисов!