Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Паровозный тянитолкай

А вот это историю целиком и полностью поведали в музее. Ей я хочу закончить цикл историю о полевых железных дорогах (ссылка на предыдущие заметки в конце статьи)

Учитывая, что полевые железные дороги часто вообще не имели земляного полотна в привычном понимании, к рельсам,  шпалам и скреплениям предъявлялись дополнительные требования. Вдобавок, пути полевых дорог часто приходилось перекладывать. Все эти факторы привели к изобретению системы переносных путей. В прямом смысле переносных – бригада из нескольких человек могла оперативно вручную, без всякой механизации собрать, разобрать или перенести путь на другое место. Может быть, поэтому мы так любим собирать и разбирать детские игрушечные железные дороги?

Так собиралась "взрослая" полевая железная дорога. Фото с сайта музея
Так собиралась "взрослая" полевая железная дорога. Фото с сайта музея

Изобретателем переносного пути, собиравшегося из секций, считается французский инженер Поль Декавиль (Paul Decauville). В 1875 г. созданная им компания начала производство звеньев из рельсов, прикреплённых к металлическим шпалам. В 1888 г. переносные пути привлекли внимание военных. В мирное время комплекты путевых звеньев, специальные локомотивы и вагоны хранились на складах. В случае войны они могли быть доставлены любым видом транспорта в необходимый район и быстро собраны на местности. В отдельных случаях скорость возведения военно-полевых железных дорог могла достигать 10 км в сутки.

Так собиралась полевая железная дорога. Фото с сайта музея
Так собиралась полевая железная дорога. Фото с сайта музея

Переносной путь на металлических шпалах получил название «рамчатого пути» или «рамчатки». На территории России такие пути активно применялись в торфяной промышленности до середины XX века. Ещё в 1990-х гг. на старых торфоразработках кое-где попадались звенья рамчаток, но металлоломная лихорадка вскоре уничтожила их. Тем не менее летом 2015 г. орловские поисковики подняли со дна реки Оки в районе деревни Оптуха несколько звеньев пути военно-полевой железной дороги, оставшихся со времён Великой Отечественной войны.

Процесс обнаружения и подъема уцелевших звеньев пути. Фото с сайта музея
Процесс обнаружения и подъема уцелевших звеньев пути. Фото с сайта музея

Бывшая немецкая военно-полевая железная дорога Оптуха – Болхов, построенная в 1942 г., после освобождения Орловской области от фашистов оказалась брошена. В 1944 г. она перешла в ведение Наркомата местной промышленности РСФСР, была восстановлена и эксплуатировалась до 1963 г.

В Федеральном архиве Германии существует фотография, сделанная в день открытия дороги, на которой генерал-полковник Рудольф Шмидт (Generaloberst Rudolf Schmidt) осматривает 11 локомотивов системы Пешо-Бурдона, которым предстояло работать на Орловской узкоколейке. История этой очень своеобразной системы такова: шотландец Роберт Ферли (Robert Fairlie), в 1864 году запатентовал симметричный паровоз-тянитолкай и очень удачно его пропагандировал. В 1887 г. капитан французской артиллерии Проспер Пешо (Prosper Pechot) и инженер Чарльз Бурдон (Charles Bourdon) переработали конструкцию паровоза Ферли под условия военно-полевых железных дорог.

Вот такое чудо ходило в 1940-х и 1950-х годах под Орлом. Фото с сайта музея
Вот такое чудо ходило в 1940-х и 1950-х годах под Орлом. Фото с сайта музея

Управление паровыми машинами было разделено, чтобы, в случае повреждения одной из них, паровоз мог продолжать работать на второй. Кроме того, французский тянитолкай был способен проходить по очень слабым путям и вписываться в кривые радиусом 20 м – фактически, заезжать за угол, по железнодорожным меркам. Были и недостатки – оказалось, что паровозы Пешо-Бурдона очень любили воду. Ведь две паровые машины расходовали в два раза больше пара, чем обычный локомотив. В среднем, в зависимости от профиля пути и веса поезда, каждые 10 км приходилось останавливаться и заправляться водой. Впрочем, для набора воды тянитолкай имел специальный насос и мог делать это самостоятельно даже из реки или пруда.

А поднятое со дна орловского болота звено узкоколейки теперь стоит в "карельском палисаднике" переславского музея
А поднятое со дна орловского болота звено узкоколейки теперь стоит в "карельском палисаднике" переславского музея

Во время Великой Отечественной войны немцы использовали французские паровозы Пешо-Бурдона не только в Орле. Эти машины служили на ветвях в пойме Дона, на Таманском полуострове и на других дорогах. Несколько тянитолкаев осталось в СССР и после окончания военных действий, успешно проработав до начала 1950-х гг. Вот будет здорово, если их удастся найти!

Предыдущие статьи по теме: "Раскопки вагонов или история экспонатов", "Полевые железные дороги", "Карельский палисадник из Чухломы", "Узкоколейная Дорога Жизни"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима