В 50-е годы, когда задумали строительство Северо-Сибирской железной дороги, у Нижневартовска и Усть-Илимска еще не было статуса города, - они получили его в начале 70-х. А проект Северо-Сибирской железной дороги уже был, родившись в 50-х годах, правительство думало о будущем страны и мыслило стратегически.
Но при Сталине, который ратовал за этот проект, так и не удалось начать строительство, других забот было слишком много, - страна еще после Великой Отечественной войны не окрепла.
Вернуться к проекту смогли только в 80-х, запланировав, что будущая дорога будет пролегать через Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, через Томскую область (Белый Яр), Красноярский край (Лесосибирск) и до самого Усть-Илимска Иркутской области. А далее выход на Байкало-Амурскую магистраль. Таким образом, железная дорога, протяженностью 2000 тысячи км., должна соединить несколько регионов, обеспечив стабильностью грузопотоков. При наличии СевСиба заметно разгрузиться и Транссиб.
В середине 90-х к осуществлению проекта подошли еще ближе, но лишь в 2003 году была разработана Минтрансом транспортная стратегия до 2025 года. В последующие годы о проекте говорили, возвращались к нему, рассматривая и другие варианты маршрутов, и сходились на том, что такая дорога нужна стране. Строительство решено было начать после 2020 года, по крайней мере, в проект Стратегии развития ж/д транспорта до 2030 года внесено.
Если строительство начнется, то стройка станет одной из самых крупных в первой половине 21-го века. По срокам – предположительно 15 лет. По финансам – 1,3 трлн. (непосредственно на саму дорогу 230 млрд. руб.).