Найти в Дзене
Деловой Бийск

Преподаватель из Бийска, помогший американцам высадиться на Луну

В конце 20-х годов прошлого века в Бийском рабочем университете преподавал механику ученый, имя которого вошло в историю мировой космической техники. О непростой судьбе Юрия Васильевича Кондратюка рассказывает Ольга Павлова в газете "Деловой Бийск" от 6 апреля 2011 года №14 (855).

Его вклад в теорию полетов в космос был оценен по достоинству еще при жизни ученого К.Э. Циолковским, Я.И. Перельманом, С.П. Королевым. Его имя с благодарностью вспоминали американцы, осуществлявшие программу «Аполлон», - ведь именно он первым подробно разработал вариант экспедиции на Луну через околоземную орбиту. Даже функции каждого космонавта оказались предопределены им почти за сорок лет до самого полета.

Этому гениальному человеку посвящены документальные фильмы, его имя занесено во многие научные справочники, кратер на Луне назван в честь выдающегося ученого. Улицы имени Юрия Кондратюка есть в Москве, Киеве, на его родине в Полтаве, площадь – в Новосибирске, где он жил и работал.

Судьба Юрия Васильевича Кондратюка, ученого с мировым именем, трагична и похожа на детектив. Новосибирский журналист Р. Нотман в статье «Судьба гения», узнав настоящее имя ученого, писал:

«Сомнений нет. Кондратюк не Кондратюк, а Шаргей. Он не Юрий Васильевич, а Александр Игнатьевич. Теперь лучше понимаешь, почему гений этого человека так трудно находит признание, почему понадобились десятилетия, чтобы посмертная слава нашла его».

А.И. Шаргей родился 21 июня (9-го по старому стилю) 1897 года в Полтаве. Девичья фамилия его матери Людмилы Львовны редка – Шлиппенбах. Отец Александра, Игнатий Венедиктович Шаргей, родился в еврейской семье в Бердичеве. Окончив гимназию, Игнатий Шаргей поступил в Киевский университет на физико-математический факультет.

В одной из студенческих демонстраций протеста в 1897 году участвовали Игнатий Шаргей и его жена, в то время ждавшая ребенка.

Многих демонстрантов арестовали. В их число попала и Людмила Львовна. Ее вскоре отпустили, но нервное потрясение, связанное с этим арестом, впоследствии вылилось в психическое заболевание.

Вскоре Игнатий Шаргей, оставив учебу и жену с годовалым сыном Александром, вынужден был уехать на время в Берлин. Болезнь Людмилы Львовны лечению не поддавалась, и остаток ее жизни прошел в колонии для душевнобольных. Так бабушке пришлось заменить маленькому Саше Шаргею мать. Общение с отцом, который вернулся из-за границы в 1906 году и увез мальчика в Петербург, было недолгим. В 1910 году вследствие тяжелой болезни Игнатий Шаргей умер, а Александр возвратился в семью бабушки. В гимназии он был первым учеником. Увлекаясь точными науками и техникой, он развивался на редкость гармонично, читал художественную и философскую литературу, на всю жизнь полюбил поэзию, музыку, театр.

Свои теоретические исследования гимназист Шаргей записывал в ученические тетрадки и тогда совсем не думал о публикации рукописи. Поразительно, но в ней были пророчески указаны этапы, которые прошло человечество, практически осваивая космос: испробовать действие приспособления для подъема в атмосферу; полет не особенно далеко от земной поверхности на несколько тысяч верст; полет на Луну без остановки, собственно полет вокруг Луны; полет на Луну с остановкой.

В 1916 году Александр Шаргей закончил гимназию с серебряной медалью и поступил на первый курс механического отделения Петроградского политехнического института. Жил он тогда в семье Елены Петровны Кареевой, второй жены отца.

Шла Первая мировая война, и молодого студента-механика, окончившего школу прапорщиков, призвали на фронт. После демобилизации в 1918 году Александр был насильно взят в белую армию, но бежал. Добравшись до жившей тогда в Киеве мачехи, он с радостью узнал, что его тетрадки целы. Киевский период жизни А. Шаргея – это полулегальное существование, случайные заработки и – завершение заветной рукописи.

В 1919 году Александр вновь призывается в деникинскую армию и вновь совершает побег. Оставшись без документов, он вынужден скрываться, работает на станциях прицепщиком, смазчиком вагонов, на мельнице. Елена Петровна, узнав о незавидной судьбе пасынка, решается ему помочь, передав с помощью знакомых документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, молодого человека, умершего от туберкулеза.

К вымышленному имени он долго не может привыкнуть. А через четыре года появляется третья рукопись под именем Ю. Кондратюка. Сравнивая свой труд с исследованиями Циолковского, он настаивает на том, что его скоростной метод расчета является «более легким и продуктивным». И Кондратюк решается опубликовать свою рукопись, озаглавив ее просто: «О межпланетном пространстве».

Он отправляется в Москву, отдает свой труд в Главнауку, а сам уезжает на Северный Кавказ и устраивается механиком на элеватор общества «Хлебопродукт». Его могучий талант изобретателя буквально заполонил старое элеваторное хозяйство лавиной технических новинок.

Юрий Васильевич никогда не видел своего призвания в этой случайной профессии, но, став механиком элеваторов, он сделал необычайно много. Кондратюка приглашали участвовать в монтаже элеваторов на Кубани, в Северной Осетии.

П.К. Горчакову, под началом которого работал в Северной Осетии Кондратюк, поручили возглавить в Новосибирске краевую контору «Хлебопродукт». По предложению своего начальника Юрий Васильевич поехал с ним в Сибирь.

В те годы в Бийском районе было создано общество «Союзмука». Ю.В. Кондратюк неоднократно приезжал в Бийск. По его проекту был построен здесь деревянный элеватор, усовершенствована лента конвейера, подающего зерно. В 1929-30 годах Ю. Кондратюк преподавал в Бийском рабочем университете (бывшая Николаевская женская гимназия) механику. Известный в Бийске книголюб, сотрудник музея Л.А. Мальцев вспоминал о неизгладимом впечатлении, оставшемся у него, совсем юного, от посещения лекции Ю.В. Кондратюка под названием «Проект завоевания межпланетных пространств», состоявшейся в нашем городе.

Работы у Ю.В. Кондратюка было много. Он ездил по всему Алтаю, проектировал «сибирские» элеваторы из круглого леса. В 1929 году выходит долгожданный труд «Завоевание межпланетных пространств». Ю.В. Кондратюк – это имя отныне вошло в историю мировой космической техники. А книга стала библиографической редкостью, имея тираж 2000 экземпляров.

Дальнейшие вехи биографии Ю.В. Кондратюка – два года «Сиблага», куда он попал по сфабрикованному делу о вредительстве при постройке элеваторов; проектирование наиболее мощной в мире ветроэлектростанции для нужд сельского хозяйства и в районах с недостаточным электрообеспечением; защита Москвы в составе народного ополчения. Есть версия, что Кондратюк погиб в одном из боев – в феврале 1942 года, но обстоятельства его смерти неизвестны

Материал подготовлен при содействии МУК «Мемориальный музейный центр им. Ю.В. Кондратюка» и Бийского краеведческого музея. Статья написана по воспоминаниям Б.Х. Кадикова.