Найти тему
Краски моей жизни

Надо сравнивать себя только с собой...

Год 2017. Наши дни. 

30 марта 2017 года мы встречались с бывшими коллегами по работе. С одной из них, Еленой Михайловной Куклиной, я знакома более 15 дет, еще с первого моего места работы, мебельной компании «Реминт».

Когда я устроилась в эту фирму на работу в 2001 году, мы работали с ней вместе в салоне в магазине «Детский мир», в те времена второй этаж магазина полностью сдавался в аренду.

Она, посмотрев на то, как я рисую эскизы мебели и научив меня считать готовое изделие — а в расчётах мебели она была большим мастером — сказала мне: «Через полгода, Оля, ты будешь отличным дизайнером! Это уже сейчас видно».

Так и вышло. Я стала хорошим дизайнером по мебели, затем — по торговому оборудованию, это и сейчас моя профессия.

А устроиться на работу было очень сложно. Мне было 27 лет, у меня был опыт работы в оздоровительном лагере воспитателем. А опыта работы дизайнером не было никакого.

И когда я звонила по объявлениям, первым делом меня спрашивали:

— А какой у вас опыт работы?

И когда я отвечала, что никакого, на другом конце провода очень удивлялись и говорили:

— Как странно! 27 лет и никакого опыта работы.

Я же не могла им объяснить по телефону, что пока я училась в университете, я родила двоих детей, а дочка у меня родилась с врожденным заболеванием головного мозга, никто бы меня и слушать не стал.

Работодателям не нужны такие работники, потому что с ними много проблем. У нас вообще очень странно принимают на работу женщин. Молодых девушек не берут по той причине, что они еще слишком молоды, выйдут замуж и будут рожать, замужних женщин без детей не берут по причине того, что они скоро уйдут в декрет, мамы с маленькими детьми не устраивают работодателей тем, что дети часто болеют. А когда твои дети выросли, уже не болеют, а тебе уже 35 лет, к примеру, то ты уже старовата и тебя не берут на работу из-за возраста. Все, круг замкнулся…

Вот уж действительно — все познается в сравнении. И еще есть одна очень важная вещь — сравнивать себя можно только с самим собой, с тем, каким ты был раньше, с собой прошлым, ни в коем случае не с кем-то другим, не с тем, на кого ты равняешься и за кем тянешься, и кто твой кумир.

Равняться надо, но не надо завидовать, надо смотреть только на себя — на себя того, каким ты был раньше, сравнивать свои достижения можно только со своими достижениями.

Именно по этой причине я так и не выбросила этот свой рисунок, неумелый, незрелый, смешной и нелепый, он занимает почетную первую страничку в папке с моим портфолио, с работами, которые были сделаны позже, сразу после него и в недавнее время, когда я уже прошла длинный путь длиной в десятилетия от этого неумелого эскиза до масштабных дизайн-проектов.

Точно так же я никогда не сравнивала между собой своих детей — Ваню и Анюту, хотя Анюта всегда тянулась за старшим братом. Да что далеко ходить, она и сейчас продолжает это делать — Ваня в 12-летнем возрасте пошел играть в театр, и Анюта — вслед за ним. Старший брат, живя в Питере, начал играть в КВН, дочка тоже записалась в команду первокурсников республиканского музыкального колледжа.

И я точно так же, как и самих детей, никогда не сравнивала между собой и их творения, все, что они делали своими руками — поделки, рисунки и прочее.

Зайчик. Совместное творчество Вани и Анюты.
Зайчик. Совместное творчество Вани и Анюты.

Хотя многие эти вещи бережно храню. Но отдельно — Ванины и Анютины. И сравниваю только работы одного ребенка с его же работами, сделанными раньше или позже.

Графика Вани. До сих пор висит у нас дома.
Графика Вани. До сих пор висит у нас дома.

Если вы — мама ребенка-инвалида, читающая эту книгу, неважно, какой диагноз у вашего ребенка — водянка мозга, детский церебральный паралич, синдром Дауна или что-то другое, никогда не совершайте такой ошибки и никогда не сравнивайте этого ребенка, во-первых, с его сверстниками, а во-вторых, со своими другими детьми — старшими или младшими, но здоровыми.

Никогда не говорите:

— А вот Петя (Маша, Гриша — подставьте свой вариант имени) в этом возрасте уже умел…

Это начинается работа подсознания — вы начинаете считать своего ребенка-инвалида неполноценным, пусть даже невольно, просто подумав об этом. А это далеко не так.

Сравнивайте своего ребенка только с ним самим и больше ни с кем! И хвалите, хвалите его как можно чаще!

Ведь то, что для обычного, здорового, нормального ребенка является чем-то вполне обыкновенным — проползти несколько метров, например, или встать в кроватке, держась за ее ограждение — для ребенка-инвалида является достижением.

И у каждого особенного ребенка эти достижения — свои, потому что диагнозы у всех разные.

Я помню, что я очень радовалась даже тогда, когда Анюта просто научилась держать голову. Это уже было большим достижением, не говоря уже о том моменте, когда она впервые встала в кроватке, произошло это, когда дочери исполнился годик, может, чуть раньше, может, чуть позже.

А уж когда она пошла, сделав первый шаг, пусть не в год, как обычные здоровые дети, а гораздо позже, главное, что она это сделала, радости моей просто не было предела.

Продолжение следует....

Это был отрывок из моей книги "Не повернуть время вспять... Дневник мамы особого ребенка"Другие отрывки:

Как рождение ребенка-инвалида изменило судьбу художника и дизайнера, то бишь мою...
Больно молчать, или Продолжение про дочь, год 2020
Как при рождении дочери я умудрилась побывать в двух роддомах одновременно
Моя дочь умирала три раза...
Убитым хочется дышать...
Гематома, или Зачем работать матери ребенка-инвалида?
Оля, может, накапать тебе валерьянки?
Нужен ли детский сад ребенку-инвалиду, и Как мы свекра на ноги поставили после инсульта
В первый раз - в первый класс!
Почему именно флейта?
Ваня
Люди, встречающиеся на нашем пути, или Про врачей, хороших и не очень и их советы
Я
История моего знакомства с мужем
Как я делала дипломную работу в палате нейрохирургии
Как и где я работала дизайнером с ребенком-инвалидом