Тот самый случай, когда отсебятина переводчиков сделала книгу лучше. И не только. Обзор без спойлеров и с любовью.
- "Королева Солнца" - серия книг, начатая Андрэ Нортон еще в 1955 году. И если цикл целиком это обычная приключенческая фантастика (причем космофантастика), то третья и пятая по счету книга выбиваются из общего ряда.
Итак, "Саргассы в Космосе" – первая книга серии, вышедшая в 1955 году. Она рассказывает о крайне молодом и крайне неуверенном в себе юноше по имени Дейн Торсон, только-только закончившем космическую академию по специальности суперкарго. Так что да, эта и последующие три книги – истории о становлении характера и взрослении, которые так хорошо удаются Андрэ Нортон.
На русском книга впервые вышла в 69м году и перевод осуществлялся не абы кем, а братьями Стругацкими. И да, именно здесь речь пойдет о произволе. А именно о том что следует из предисловии: переводчики покусились на святое. На редактирование текста:
Вообще, это предисловие само по себе стоит прочтения. В нем и возведение Нортон на пьедестал фантастики (имхо, заслужено!) и рассуждение о различиях серьезной фантастики с приключенческой (тоже логично!).
Правда с одним моментом я все же не соглашусь. Все же описание Федерации очень похоже на прямой переклад реалий США 50-х в космический антураж:
Кстати помимо переводчиков отличились и издания. Ну, во всяком случае одно из них чуть не оставило меня заикой. А все из-за того что какой-то умник написал такой себе фанфик с названием "Чумная планета". В этих ваших русских гуглах проходит как очередной рассказ Андрэ Нортон, однако на самом деле автор сего эпоса неизвестен. И да, этот фанфик не только отвратно написан, но еще и имеет ужасное (для фаната серии так точно) содержание.
"Планета колдовства" – история третья по хронологии и весьма сильно отличающаяся от всех остальных (даже последующих) книг отсутствием такой вещи как космос и наличием мистики. Даже магии. Впрочем, смена антуража не сильно меняет героев, лишь позволяет лучше их раскрыть. И ближе знакомит Дейна с старшими членами экипажа корабля. А то команда командой, но раньше все приключения выпадали на долю ровесников Дейна. А тут и внезапно встревает в неприятности наставник, да и корабельный врач обретая историю перестает быть лишь фоновой функцией.
Девизом книги можно назвать второй закон Кларка: "Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное."
От прописанных сцен колдовства, впрочем, остается ощущение недосказанности. Как после выступления опытного фокусника совершенно не ясно, была ли это настоящая магия или просто отточенный трюк. И мне очень интересно, каких усилий Нортон стоило удержаться на этой тонкой грани, не прописывать мистику в дальнейшие сюжеты. Все-таки это гораздо более богатое поле для творчество чем логически конечное космическое пространство где герои уже встретили чуть ли не всех кого можно было.
Но теперь к пятой книге. Подчеркнуто звездами. Вот все в ней хорошо, кроме того что:
а) книга написана после перерыва в 20 лет и стиль писательницы успел измениться;
б) и приориты со взглядами тоже, так что без маленькой неожиданности не обошлось.
Нет, я не ревную! Ну, разве что самую чуточку. Все же слишком идеальна Раэль и естественно я хотела бы оказаться на ее месте.
- Однако несмотря на вышесказанное "Подчеркнуто звездами" не заслуживает такого объема негатива, который вокруг нее сложился. Тем более что именно в этой книге Нортон отходит от черно-белых красок в серии. Не заслужили негатива и дальнейшие соавторские продолжения серии.
Я вот растекалась тут мыслью по дереву, но о самом главном забыла: стоит ли читать эту серию? Да, стоит. Начинается серия как весьма типичная, но зато добротная приключенческая фантастика 50-х, конец же гораздо больше похож на социальную фантастику с захватывающими приключениями космических дальнобойщиков.
И, пожалуй, на этой ноте я закончу статью. Спасибо за внимание!