Деятельность человека, вопреки либералам, определяется не пресловутой «свободой выбора», а господствующими над ним культурами.
Между культурами в обществе идёт борьба за власть над душами людей, - за навязывание им тех или иных идеалов и ритуалов их достижения.
Постараемся с математической строгостью выстроить систему понятий, позволяющих конструктивно определить искомый образ будущего.
Культура, на поверхности явления, представляется неким ритуалом приведения человека в некое идеальное состояние. Например, ритуалы народных танцев или театральных или эстрадных действий вводят человека в состояние катарсиса. Или ритуалы завтрака, обеда и ужина приводят человека к надлежащему восстановлению сил.
Культур – множество. Они пронизывают деятельность людей во всех сферах – дома, на работе (службе) или в сферах досуга и развлечений. Они различаются по идеальным состояниям, к коим они стремят человека и по ритуалам, ведущим его к ним. Это ритуалы поддержания чистоты жилищ, личной гигиены, этикета при приёме гостей, приёма на работу, дачи приказов и принятия отчётов об их исполнении т.д.
В общем случае, феномен культуры есть единство трёх моментов:
1) некоторого идеала, идеального состояния или чуда, к которому приводится человек,
2) некоторого ритуала, как последовательности действий, ведущих человека к назначенному идеальному состоянию,
3) неких атрибутов, - предметов, услуг или условий, используемых действиями ритуалов данной культуры.
Каждая культура, на деле, служит реализации некоторого уклада жизни, то есть, сводится к объективно действующей системе ритуалов, использующих и поглощающих продукты смежных культур ради реализации идеалов данной культуры.
Производство, обмен, распределение и потребление, - все фазы воспроизводства человека реализуются в обществе именно посредством ритуалов некоторых культур, составляющих соответствующие уклады жизни.
На множестве реальных культур действуют отношения субординации (вложенности) и взаимной дополнительности (смежности).
Например, культура питания - это система ритуалов завтрака, обеда и ужина, воспроизводящая идеал накормленного, удовлетворенного и готового к жизнедеятельности человека.
Эта культура входит, как составная часть, в объемлющую ее национальную культуру народа, в которую, в частности, входят и культуры производства и доставки продуктов, являющиеся смежными к культуре питания.
Смежность (взаимная дополнительность) культур состоит в том, что идеальные результаты (продукты, услуги или условия), производимые одной культурой, выступают атрибутами, потребляемыми ритуалами смежной культуры.
Благодаря отношениям смежности культур возникает феномен ценности, приписываемой продуктам, услугам и условиям, производимым теми или иными культурами.
Предмет, услуга или условие выступает как ценность, если существуют культуры, которым они нужны в качестве атрибутов, используемых для достижения соответствующих идеалов.
Все предприятия и учреждения являются центрами культуры: функционируют ритуально, - люди ходят в установленном порядке на работу, ритуально совещаются и принимают решения, ритуально трудятся и отчитываются.
Каждая культура несёт свою систему ценностей: приписывает атрибутам своих ритуалов сакральное значение, коего они лишены вне ритуала.
В условиях общественного разделения труда каждый предмет, услуга или воспроизводимое условие выступает, одновременно и чьим-то продуктом (реализуемым идеалом) и чьей-то ценностью (используемым атрибутом).
Этот факт лежит в основе феномена идеологических конфликтов между людьми: людей, естественно, обижает, когда то, что они рассматривают как производимое ими чудо, другими рассматривается лишь как предмет потребления.
Культуры можно рассматривать как особые миры, пленяющие человека своими идеалами, ценностями и ритуалами.
Культуры образования, проживания (жилищно-коммунального хозяйства), спорта и, вообще, деятельности в любой отрасли, субординированы с объемлющей их национальной культурой и, одновременно, являются смежными друг другу.
Типичный городской житель утром просыпается, ритуально умывается, одевается, завтракает, едет на работу, а вечером возвращается, предается своим вечерним занятиям, после чего ложится спать, а с нового утра всё повторяется.
Этот повторяющийся круг ритуалов составляет жизненный уклад человека, которым раскрывается состав его первичных идеалов и ценностей как того, ради чего фактически живет и действует человек.
В круг этих идеалов и ценностей входят сон, питание, одежда, жилище, работа как творчество, любовь, общение, досуг и другие, детальные и общие ценности.
В каждой из схожих ситуаций жизненного уклада человек действует по заведенному ритуалу, преследуя не только получение схожего результата, но и исполнение самого этого ритуала, как особую самоцель.
Так, придя в спальню, чтобы спать, он, стереотипно, раздевается, складывая одежду на одно и то же место, выключает свет и ложится в постель. А утром, проснувшись, делает зарядку, убирает постель, умывается...
Внутренний план, фиксирующий сложившийся жизненный уклад, включая стереотипы ритуальных действий в схожих ситуациях, я называю менталитетом человека.
Люди с разными менталитетами разительно отличаются друг от друга.
Если Вы, как по кругу, каждый день ходите на работу и возвращаетесь домой, чтобы предаться досугу и лечь спать, то другой человек, возможно, не ходит ежедневно на работу, зарабатывает на жизнь нерегулярным промыслом, и может спать, каждый раз, на новом месте.
Если вы, собираясь спать, раздеваетесь, выключаете свет и ложитесь в постель, то человек с иным менталитетом может лечь спать, не раздеваясь, не гася свет и в сапогах, и не в постель, а на пол, и даже не ночью, а днём, то есть, нарушая все ритуалы, вам привычные.
Люди, имеющие схожие менталитеты, легко находят общий язык друг с другом и образуют общности, основанные на взаимопонимании.
Но большинство общностей, в которые входят люди, основаны не на схожести менталитетов, а на общности объектов, из-за которых им приходится пересекаться. Таковы семья, одноклассники, сослуживцы, коллеги, товарищи по несчастью...
Каждая такая общность – особая сущность, порождающая особую культуру через вселение в душу человека и навязывание ему некоторой роли, стремящаяся подчинить и перевоспитать его на свой лад.
Эта сущность ведёт себя, словно сама она тоже человек, - обладает жизненным укладом, стереотипами ритуального поведения и образует особый мир, живущий жизнью, параллельной другим мирам.
Жизненные уклады современных людей наполнены и разорваны их участием во множестве таких параллельных миров, - от семьи до профессиональных гильдий.
В каждом из них человек вынужден вести себя по-разному.
Он и является нам совершенно разным, в зависимости от того, где мы его застали – на работе, в компании друзей, в кругу семьи, либо в одиночестве.
Все эти различия уживаются в нем – человек превращается, внутри себя, во множество сущностей, которые составляют его внутренний мир. В этом внутреннем мире человек сам с собою ведет споры и диалоги, представляя собой, как бы, уже Общество.
Реальное общество, в итоге, состоит из множества параллельных миров, разрывающих и составляющих жизненные уклады людей.
С развитием реального общества и состава его параллельных миров, развивается и человек, разрываемый этими мирами и выступающий, внутри себя, как уже Общество: homo socium.
Во всех эпохах сосуществуют все типы менталитетов – и матриархата, и патриархата, и рабовладения, и феодализма, и кочевничества, и оседлости, и прочие.
Исторические эпохи различаются господствующими менталитетами, которые всегда сосуществуют и непрестанно борются друг с другом.
Столкновения этносов и государств, - войны, акты терроризма и революции – лишь малая часть этой борьбы. Главная её арена - внутрипроизводственные и внутрисемейные отношения.
Внешне мы обманчиво похожи друг на друга.
Трудно представить, насколько мы различаемся внутренним менталитетом!
Сравнение менталитетов обнаруживает, что волк от зайца, лиса от барана - отличаются друг от друга меньше, чем «человек» от «человека»!
Волею судеб севшие за одну парту, вступившие в брак или ставшие сотрудниками одного и того же предприятия, люди не перестают быть выходцами разных миров, имеют разное понимание того, кого считать «человеком», а кого - нет.
Большинство внутрисемейных конфликтов, при ближайшем рассмотрении, являются конфликтами представителей разных менталитетов, столкнувшихся в общем быту, не могущих признать друг в друге полноценного человека.
Распад семей - следствие несовпадения менталитетов, конфликта логически несовместимых миров, разных идей того, что такое человек и каковы его первичные ценности, представленные составом его элементарных ритуалов. Несовпадение последних вызывает внутрисемейные психозы.
Разные менталитеты – это разные варианты аксиоматизации общества.
Марксисты называют эти варианты идеологиями.
Историческая материя, называемая «Человек», дана нам как разнообразие идеологий (человеческих менталитетов) и фактов их борьбы.
Сосуществование людей с разными менталитетами (идеологиями), по сути, есть сосуществование разных вариантов исторических эпох, а борьба между такими людьми есть борьба эпох.
Итак, пространство первичных идеалов и ценностей человека есть его менталитет, составленный из заселенных в него планов-ритуалов тех особых параллельных общественных миров, в которых живёт человек.
Они (планы-ритуалы) вселяются в него, как внешние сущности, навязывают ему свои частные определения, наполняют его своими идеалами и ценностями, расширяют горизонты его сознания, но держат в подчиненном положении, навязывают определенные роли, манипулируя и жертвуя человеком при необходимости.
Как отчужденные идеалы и ценности, они ставят себя впереди Человека и присваивают себе функцию установления смыслов жизни человека, придавая действиям и поведению человека ритуальный, - сакральный, свыше установленный смысл.
Причем человек, как ценность, сам выступает, сплошь и рядом, в качестве атрибута (предмета, условия) той или иной культуры, и изначально осознается лишь как полезная функция того или иного единого исторического сообщества.
Например, первобытный мужчина ведёт себя ритуально не как Человек, а именно как мужчина (самец), либо именно как охотник, либо именно как воин, если таково его реальное место в первобытном обществе.
Лишь спустя фазы культурного развития человек осознается как общая культурная ценность.
Этой эволюции соответствует множество фаз Истории, - от периода дикости до наших дней, - когда Общество развивается как вместилище разнородных культурных стихий, отчуждённых от человека и воюющих друг с другом за власть над Человеком.
Человек, в этих фазах, вычленяется из пелёнок общественных связей, поднимает голову и, постепенно осознает самого себя, как носителя Общества и сущностной частицей Народа.
До этого осознания он ведёт себя не как Человек, а как подчиненный конкретному сообществу ритуально-функциональный элемент.
На полпути к этому осознанию, Человек попадает в плен к тем или иным частным идеологиям, например, к либералистской идеологии, - к разлагающим общество культам индивидуализма и частной собственности, так же принимающим ритуальный – заданный извне - смысл.
Лишь осознавая себя носителем Общества, он осознаёт себя и истинно Человеком, - сущностной частицей Народа, как единственного источника власти, - носителем общественных идеалов и ценностей.
Возвышаясь над частными идеалами и ценностями, человек осознает себя собственником смыслов и ценностей Народа в целом и не только сам входит в роль истинной ценности, но и становится носителем ценностей Народа, становящимся, как бы, уже Человеком, то есть, обществом человеческих ценностей, Совершенным Обществом.
Продолжение следует.
Литература:
Империя Разума. Начала новой экономики: http://proza.ru/2018/08/27/1625
Все публикации канала Русский Глобальный Проект указаны здесь: Литература для изучения идей Русского Глобального Проекта
Читаем, обсуждаем и поддерживаем канал "лайками" и подписками!