Как я уже упоминал, контрасты лучше всего работают на структурном уровне композиции. Проще говоря, ваша задача сделать так, чтобы различные части вашей композиции контрастировали друг с другом. Это привлечёт дополнительное внимание слушателя и подтолкнёт дослушать ваш трек до конца (и может быть даже переслушать его снова 😉 )
Существует несколько видов контраста, с каждым из которых мы сейчас познакомимся подробнее:
Динамический контраст
Рiano или forte, тихо или громко. Это, наверное, самый простой и доступный вид контраста. Сделайте куплет или бридж немного тише припева, и слушатель сразу обратит на это внимание. Обычно этот приём используют на этапе сведения, но лучше всего заложить его основу еще в ходе аранжировки.
Пример: динамический контраст между куплетом и припевом. Динамика припева увеличивается за счёт повышения громкости солирующего инструмента и добавления партий дополнительных инструментов.
Ритмический контраст
Смена ритмической фактуры партий отдельных инструментов, интенсивности ударной секции, использование half-time или double-time, смена ритмического рисунка, смена размера такта. Чаще всего используется чтобы создать контраст между куплетом и припевом, или куплетом и бриджем.
Пример: ритмический контраст между припевом и бриджем. Партия ритм-секции замедляется в 2 раза (используется half-time), также в два раза уменьшается частота смены гармонии.
Гармонический контраст
Смена прогрессии аккордов и / или её длины, смена тональности, переход из мажора в минор, и наоборот, и так далее. Чаще всего используется чтобы создать контраст между куплетом и припевом, либо между припевом и завершающей частью композиции.
Пример: гармонический контраст между куплетом и припевом. Прогрессия куплета длиной в четыре аккорда (квадрат) меняется на восходящую прогрессию припева длиной 8 аккордов.
Мелодический контраст
Смена характера или фактуры мелодии. Например, вы можете использовать простую мелодическую партию в припевах и более сложную и динамичную в куплетах, или наоборот.
Пример: мелодический контраст между куплетом и припевом. Мелодия куплета меняется на отличающуюся по фактуре и длительности мелодию припева, исполняемую другим инструментом (тембром). За счёт тембрального сходства солирующего инструмента в куплете и припеве, слушатель воспринимает мелодию припева как продолжение мелодии куплета, хотя они абсолютно разные.
Тембральный контраст
Изменение набора инструментов (тембров) в различных частях композиции, введение новых инструментов, или исключение уже имеющихся, использование различных эффектов обработки звука. Помните, изменение тембров может также отразиться и на общей динамике композиции.
Пример: основная повторяющаяся мелодия композиции не меняется, однако изменяется набор тембров, которым она исполняется. Слушатель не замечает, что мелодия остаётся прежней, но замечает смену тембра. Это позволяет замаскировать повторение и создать ощущение развития композиции.
Комбинирование
Вы также можете использовать комбинацию нескольких видов контраста, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя. Для иллюстрации этого приёма приведу простой пример:
- Куплет: используются ударные, бас, ритм-гитара, вокал. Ритмическая партия размеренная, частота смены гармонии — один аккорд на такт, на протяжении всего куплета используется прогрессия из четырёх аккордов.
- Припев: к инструментам, использованным в куплете, добавляются клавишные и синтетическая секвенция, ритмическая партия становится более динамичной и агрессивной, частота смены гармонии — два аккорда на такт, используется прогрессия из восьми аккордов.
Самое главное при использовании контрастов (как и при использовании любого другого приёма) — не переборщить. Всё должно быть в меру и к месту.
Надеюсь, мои знания и опыт помогут вам в аранжировке вашей музыки. Желаю всем творческих успехов и хитовых треков.
Андрей Девятых
Звукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio
Редактура и оформление: Елена Ракша
© WAVEFORUM 2020