В 2010 году двадцатипятилетний петербуржец Даниил Гаврилов установил свой первый мировой рекорд. Вместе с командой яхты «Петр I», состоящей из шести молодых людей, он успешно совершил арктическую кругосветку. Спустя десять лет полярный капитан готовится к новому амбициозному испытанию – первым в мире на скоростной яхте в одиночку покорить Арктику, Антарктику и «Книгу рекордов Гинесса».
Даниил, наверняка этот вопрос задает тебе каждый, но без него не обойтись. Когда и как тебя позвало море?
– Первую половину своей жизни я прожил на Камчатке, а вторую здесь, в Петербурге. Поэтому считаю себя петербургским камчадалом. И когда мне исполнилось четыре, мой отец – военный моряк и заядлый яхтсмен – впервые взял меня на свою яхту. Это был красный фолькбот. Мне дали валик и поручили красить подводную часть яхты свинцовым суриком (такая оранжевая краска)… Наверное, именно с тех пор у меня непреходящая любовь к оранжевым яхтам. Поэтому можно сказать, что мое поступление в Макаровку на судоводительский факультет было предопределено. Как, впрочем, и параллельное получение прав парусного капитана.
А когда любовь к парусам окончательно взяла верх над современным флотом?
– Море меня всегда манило ощущением романтики и первооткрывательства. Но поработав в коммерческом флоте, я осознал, что все это достаточно приземленная история. Практически ничем не отличающаяся от офисной работы… Разве что на удаленке. И тогда я всерьез задумался о кругосветке.
Задуматься – еще не значит реализовать. У тебя получилось. За счет чего?
– Наверное, за счет желания и веры в себя. Была идея, я ее придумал и стал искать денег. Мы всем рассказывали, что вернемся оттуда героями и предлагали стать нашими спонсорами. Кто-то отзывался, но все деньги давались в долг. Поэтому из той экспедиции ничего кроме славы и долгов мы не привезли. Потом еще лет пять рассчитывались…
Рассчитывались из каких источников?
– Мы вернулись из похода 14 ноября 2010 года, и на следующий же день я решил открыть компанию «RUSARC». Из Арктики вообще обычными людьми не возвращаются, а тем более, когда становишься капитаном-полярником. Поэтому решили использовать свои опыт и знания, развивая Русский Север. Придумали международную парусную регату «80-я параллель» по маршруту Санкт-Петербург – Архангельск – Земля Франца-Иосифа. Но, к сожалению, споткнулись о требования нашего законодательства. Для того, чтобы иностранная яхта зашла в наши внутренние воды, требовалось постановление правительства. И мы, как сувенир, дарили каждой яхте бумажку с подписью Владимира Путина (тогда он был премьер-министром). Если честно, так нельзя развивать арктический туризм. Мы побились с этим 3-4 года и ушли работать преимущественно в более спокойные места – Гренландию, Шпицберген, Антарктиду, где не требуется космическое количество бумаг и разрешительных документов.
И что из себя представляет ваша сегодняшняя бизнес-модель? Кто ваши заказчики?
– Мы организация сложной транспортной логистики в Арктике и Антарктике. Наш флот из двух яхт («Петр 1» и «Аврора»), а также шхуны «Амазон» работает с телеканалами, фотографами, научными и подводными экспедициями, просто туристами. Мы доставляем людей туда, куда им другими способами сложно добраться, или где не нужен большой корабль. И чем сложнее задача, тем интереснее. От простого созерцания северного сияния до ныряния вместе с касатками. Или вот, благодаря заказу одной крупной компании, организовывали съемку вейкбордиста в Антарктиде. Теперь каждое наше судно оборудовано резиновой моторной лодкой и вейкбордом для воднолыжного слалома. Никто в мире кроме нас такой услуги в высоких широтах не предлагает.
А что это за нашумевшая история с алыми парусами?
– Однажды мы выполнили пожелание клиента. Молодой человек из Петрозаводска решил сделать красивое предложение руки и сердца своей девушке. Для этого использовал нашу яхту, специально убранную для этого алыми парусами. Понятно, что у девушки не было ни одного шанса для отказа, а мы сделали этот цвет своей фирменной фишкой. Поэтому если увидите фотографии парусника под алыми парусами на фоне айсбергов, то знайте – это точно мы.
Казалось бы, тебе есть чем заняться. Тогда откуда родилась идея одиночной кругосветки?
– Сам я стараюсь ходить преимущественно в сложные экспедиции, и обычно четыре месяца в году провожу в Арктике, и столько же в Антарктике. Но из-за пандемии вынужденно задержался на берегу дольше обычного, и меня начала одолевать эта мысль. Хотя, если совсем объективно, то для успешного похода мне нужно было набраться необходимых опыта и знаний. Я не задумывался о нем ни семь, ни пять лет назад и решился только тогда, когда почувствовал себя полностью к нему готовым. Это чрезвычайно сложный проект. В подобную автономную кругосветку без остановок никто никогда не ходил.
Уж если мы заговорили о сложностях то, что для тебя является наиболее важным и проблемным в подготовке?
– Я профессионал в высоких широтах и там меня ничему учить не надо. А вот научиться быстро ехать и спать на гоночной яхте – это да! Именно над навыками одиночного управления лодкой и контролем над сном мы сейчас работаем. Есть разные методики, и скоро мы перейдем к их отработке в полевых условиях. Плюс, штудирую опыт яхтсменов знаменитой регаты «Vendée Globe» (единственная в мире кругосветная регата яхт-одиночек, которая проводится 1 раз в 4 года – В.Ю.).
Ты уже познакомился с самой яхтой?
– Пока только в интернете. Это гоночная яхта класса «IMOCE 60» и у нее уже есть название – «Арктическая фурия». Она пока белая, но будет раскрашена под спонсоров и, скорее всего, иметь оранжевый цвет (улыбается). Такая яхта ходит в три раза быстрее, чем любая из моих лодок и может спокойно валить 18-20 узлов, то есть делать по 500 миль в сутки. Это очень много. Но при этом она карбоновая и не предназначена для столкновения с подводными объектами, которых на моем пути будет достаточно. Поэтому используем современные пленки для защиты корпуса, пера, киля. Также возьму с собой запасные детали. Но, при этом нужно выдержать вес. Это же гоночная лодка, и она хороша своей скоростью.
Правильно ли я понимаю, что вопрос безопасности стоит на одном из первых мест?
– Безопасность – принцип работы нашей компании. Ведь мы несем ответственность за людей в не самых спокойных водах. Я вообще не отношусь к своему предстоящему походу как к экстриму. Скорее, как к сложному проекту, который могу выполнить, будучи профессионалом. И всякие экстремальные истории, как люди попали в какую-то передрягу и едва не попрощались с жизнью – это все не про меня. Потому, что мы опираемся на выверенный расчет, его правильное исполнение и гордость за результат. При этом используем и собственные технические решения. Например, на «Петре I» уже стоит наш опреснитель морской воды. Или вот сейчас разрабатываем технологию, которая позволит научить судно возвращаться за человеком, выпавшим за борт.
То есть по факту, ты идешь в кругосветку один, но тебя поддерживает команда обеспечения?
– Вообще-то в нашей компании работает около 30 человек, но непосредственно в мой береговой штаб войдет человек пять. В нем будут профессиональный метеоролог, врач и, конечно, капитан равнозначный моему опыту, с которым в режиме диалога я смогу координировать свои действия. Ведь полгода одиночного плавания я буду находиться в состоянии постоянного стресса. Однако, все советы будут носить рекомендательный характер. Последнее слово остается за мной.
Как будет пролегать маршрут?
– Конечно, во всех смыслах правильно будет стартовать в Санкт-Петербурге, далее пройти всю Балтику, Скандинавию, затем по Северному морскому пути до Канады, оттуда намереваюсь спуститься через Атлантику, вниз до мыса Горн, опоясать Антарктиду и финишировать на том же мысе Горн.
А что с питанием?
– У нас на каждой лодке трудится профессиональный шеф-повар, поэтому переключиться с «высокой кухни» на сублиматы будет непросто. Но я попрошу закатать в банки какие-нибудь праздничные обеды, хотя бы из расчета раз в неделю. А так, все питание «до последней печеньки» загрузим здесь в Петербурге.
Тебе важно попасть в «Книгу рекордов Гинесса»?
– Не буду скрывать, да. Это очень сложное и затратное предприятие, поэтому будет правильно, если не только я, но и наша страна получит от моего рекорда максимум. Лично мне будет, что рассказать потом внукам, а весь мир узнает, что именно русский капитан взял эту высоту. Мы, кстати, не обратились ни к одному зарубежному спонсору. Я считаю, что наш проект должен делаться в России.
А как реагирует на твои сборы и постоянные походы семья?
– Мы с женой – профессиональным фотографом – семь лет назад познакомились именно в таком походе, и раньше «24 на 7» проводили в экспедициях. Сейчас, когда у нас трое детей, она вынуждена часто оставаться на берегу, но очень скучает по морю. Мы, к слову, венчались в православной церкви Святой Троицы, которая стоит в Антарктиде. Для нас было очень важно совершить обряд именно там. А что касается детей, то, по возможности, берем их с собой в экспедиции, но насильно в полярники не обращаем. Каждый выберет свой путь осознано и самостоятельно.
На какую дату запланирован торжественный старт? И, вероятно, с воздушными шарами, оркестром и бутылкой шампанского, разбитой о борт «Арктической фурии»?
– Я уже говорил, что яхта карбоновая, поэтому никаких краш-тестов (улыбается). Все будет очень просто – Летом 2021 года я на причале у набережной лейтенанта Шмидта получу напутствие команды, берегового штаба, семьи и «Полный вперед!»