Найти тему
Записки о жизни

Математика в школе. Для тех, кому "мало"

Мои дети учатся в обычной школе, правда с прибавкой "с углубленным изучением отдельных предметов". В нашем случае, это английский язык.

Конечно, здорово, английский идет по 5 часов в неделю, но моя боль - это математика.

https://unsplash.com/
https://unsplash.com/

Начальная школа работает по программе "Школы России", математика по учебнику Моро. Он предназначен для общеобразовательных учреждений, логичный, понятный, традиционный, но очень простой.

Пример задания из конца учебника за 4 класс "Проверим себя":

Реши уравнение и выполни проверку: х - 240 = 360,

Или задание повышенного уровня сложности: 780 - х = 630 : 9 .

Мне очень грустно смотреть на такие задания, и они все такие, типовые. Основная проблема учебника в том, что он натаскивает на типовые примеры, он не развивает, не заставляет думать. Дети привыкают к такому и столкнувшись с не типовыми заданиями, не могут с ними справиться. Они не приучены думать логически, искать решение. На мой взгляд, эта программа хороша для слабых детей, без мотивации, она даст основные понятия, но не больше.

Для сравнения уравнение из учебника Петерсон:

(24 - х) * 5 - 32 = 48 или

(у * 40 + 60) : 3 = 140

В этих уравнениях нет ничего выходящего за пределы программы 4-го класса, но они не примитивные, над ними нужно подумать. Еще больше видна разница на примере задач, не буду приводить примеры, но поверьте, разница огромная. Если у вас ребенок учится в начальной школе попробуйте дать пару заданий из учебников Петерсон или Гейдмана, вероятнее всего, вы увидите затруднения у ребенка.

Кстати, есть такая рекомендация для родителей проводить периодически независимую диагностику знаний ребенка, чтобы избежать неожиданного "сюрприза" в выпускных классах, потому что оценки ставят люди и очень часто они субъективны.

Я тоже была свидетелем стенаний родителей, что ребенок чуть ли не отличник, участник всероссийских олимпиад, заваливал выпускные экзамены. Все лежит на поверхности: слабая школа с не мотивированными учениками, если ребенок старается учитель все-равно будет поощрять его оценками (хотя это и не правильно, но ведь все понимают, что "5" в дворовой школе и "5" в специализированной - две большие разницы), олимпиады - заочные и платные, дети часто берут их домой и все ответы легко находят в гугле. Поэтому, хорошие оценки - не повод расслабляться, нужно держать руку на пульсе и понимать реальную ценность оценок.

Учеба с 5-го класса идет по таким же слабым учебникам для общеобразовательной школы. Они подходят большинству, но не дают возможности сдать ЕГЭ на высокие баллы. Дело не только в баллах на ЕГЭ, но я убеждена, что "Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит..."

Хорошо, что мы живем в век технологий и сейчас есть разные варианты как-то скомпенсировать слабую программу.

Самый простой - нанять репетитора, нам он не подходит. Потому что секции, множество внешкольных мероприятий, делают сложным построение расписания, к тому же, репетиторы обычно настроены на ликвидирование школьных пробелов и объяснение тем немного впереди учебника. Найти грамотного учителя, готового давать углубленный уровень не просто и скорее всего час его времени будет дорого стоить.

Раньше я покупала учебники Петерсон, методические указания к нему и мы самостоятельно занимались дома. Это вариант для начальной школы, может быть и не плох, но он требовал достаточно много моего времени, которое не всегда легко найти, так что в этих занятиях не было систематичности, но они позволили ребенку уверенно чувствовать себя на уроках и успешно участвовать в олимпиадах.

Сейчас присматриваюсь к он-лайн курсам. Выделила для себя несколько:

1. Меташкола - здесь есть помимо математики другие предметы, хорошие отзывы, основан на ленинградских и московских кружках. Еженедельно выкладывается видео, теория, примеры решения + сами задания. Проверка задания автоматическая.

2. Систематика - предлагает видео с объяснением темы, еженедельные задания, проверку заданий преподавателем + видео с подробным объяснением решения

3. Фрактал - еженедельные задания с видео объяснением теорией, разбором примеров, проверка решения преподавателем + еженедельные задачи на разные темы, видимо для закрепления

4. Заочная школа при МГУ. Отзывов практически нет, но мне кажется, что этот вариант точно стоит попробовать. Прием идет круглый год. Ребенок занимается самостоятельно по высланным пособиям, выполняет задание, которое проверяют и с комментариями высылают обратно.

Учи.ру не рассматриваю, т.к. дети и без того частенько посещают этот сайт, с удовольствием делают задания, они совсем не сложные и больше похожи на развлечение и игру, каких-то новых, углубленных знаний он не дает, я оцениваю, больше, как потерю времени.

Фоксфорд даже не рассматриваю, моим детям формат вебинаров не подойдет.

Как-то так.

Если вы решили проблему слабой программы/класса/учителя по-другому, напишите, пожалуйста, о вашем опыте, мне будет очень интересно.