Наблюдения изнутри и личное мнение
Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!
В феврале 2018 года, как гром среди ясного неба, появилась новость о том, что Сергей Галицкий продаёт свою сеть магазинов Магнит. Покупателем являлся контролируемый государством банк ВТБ.
При этом на видео в новостях Галицкий был какой-то растерянный. Такое впечатление, что он сам неожиданно узнал эту новость. Всегда спокойный и уверенный, хорошо формулирующий свои мысли, он как-то нервно перебирал пальцами и не мог сказать ничего внятного, что прояснило бы ситуацию.
Однажды я присутствовал на его выступлении в Сколково и помню насколько уверенно и непринуждённо он разговаривал и общался с большой аудиторией. Он чувствовал себя комфортно и живо реагировал на самые острые вопросы. Я прекрасно запомнил образ этого человека, твёрдого в своих словах и в том, что он делает.
Предыстория. Так случилось, что за 10 месяцев до этой сделки я плотно занимался вопросами улучшения продаж нашего ассортимента в магазинах Магнит. Было совершенно непонятно, почему такая крупная, активно развивающаяся сеть так вяло продаёт наш товар. Удалённое общение с менеджерами ничего не проясняло.
У меня были все полномочия посещать выбранные мной гипермаркеты, заходить со служебного входа, общаться с руководством, контактировать с «товароведами» по нашему товару, фотографировать, наводить порядок на витрине и в ценниках. Если коротко, я был полноценным внештатным сотрудником Магнита.-
Я посетил 89 гипермаркетов «Магнит Семейный» от Москвы и до самых южных окраин, до Чёрного моря. Некоторые посещал многократно, т.к. они были наиболее крупные с расширенным ассортиментом, что было важно.
В этот период времени сеть активно расширялась, бешеными темпами наращивала количество магазинов. В основном количественное наращивание шло за счет открытия небольших магазинов «Магнит у дома». Каждый месяц в новостях мелькала информация, что открыли ещё тысячу магазинов. В ноябре 2017 года гордо было объявлено об открытии 16-ти тысячного магазина.
Нас интересовал только формат самых больших гипермаркетов, где мог быть представлен наш товар в самом широком ассортименте. Их было несколько сотен, и количество их увеличивалось намного медленнее. Появлялся максимум один в месяц.
Имея возможность наблюдать работу гипермаркета изнутри, я удивлялся, насколько неэффективно организована работа. Не хватало сотрудников, квалификация имеющихся была низкая, мотивация отсутствовала. Когда обращался к руководству с вопросами о наведении порядка, они ссылались на верхние инстанции и что они выполняют только указания сверху без возможности как-то на них влиять.
Первое, что приходило в голову, почему сеть только экстенсивно развивается, лишь за счёт увеличения количества магазинов? Почему не наводится порядок в действующих магазинах? Если навести порядок в существующих магазинах, то повысилась бы эффективность их работы, возросли бы продажи при минимальных вложениях в улучшение организации работы.
Но сеть предпочитала только наращивать количество магазинов. Понятно, что чем больше магазинов, тем выше будет денежный оборот компании. Нужны были красивые большие цифры – рекордное количество магазинов с рекордным объёмом продаж всей сети. Прибыль вторична, если она вообще будет при такой организации бизнеса.
Это очень напоминало предпродажную подготовку самой сети. Когда оценивается бизнес, то в первую очередь рассматривают объём продаж и размер торговой сети. Все остальные показатели вторичны и используются в переговорах для торга и манипуляций.
Эта мысль скользнула в моей голове как шутка, хотя я неоднократно наблюдал подобные продажи, знал, как всё происходит и на каких этапах появляются те или иные механизмы для торга, включая «блэк-мэил» (специфические письма, в попытке сбить цену) и прочие некрасивые поступки.
Нет, я твёрдо был уверен, что Сергей Галицкий не продаст своё дитя, которое взращивал более 20 лет. А если продаст, то очень дорого, очень крупному клиенту.
А как вы думаете, была эта продажа добровольной или вынужденной?
Продолжение читайте по этой ссылке: «Кому на самом деле хотел продать Магнит его бывший владелец Сергей Галицкий. (Мои личные предположения)»
Читайте другие публикации канала о гипермаркетах: «Walmart, крупнейшая сеть гипермаркетов в мире, за 3 года не смогла найти себе место в России (личные наблюдения и анализ)» 👍, «Попытка «Ленты» продать товар на 30-74% дороже ценника» 👍, «Гипермаркет Лента: продолжение исследований (стало только хуже)» 👍, «Лента: опять потеряла клиента (проиграла Ашану в ценах). Очередной шопинг вновь подтвердил мой выбор не в пользу Ленты» 👍.