Найти тему

Как в России исторически относились к гомосексуализму?

Исторически в России к гомосексуализму относились более терпимее, чем это было в Западной Европе. Уголовное право не затрагивало этот вопрос до конца XVIII века. Русская православная церковь рассматривала и однополые, и разнополые сексуальные контакты всегда серьёзным грехом, другая форма «блуда», но наказание за это было значительно мягче, чем на Западе.

Древняя Русь и Московское княжество.

Становление отношения к гомосексуальным связям в это время формировалось под влиянием православного христианства. Светские законы не касались вопроса гомосексуализма на Руси очень долгое время. Ни в «Русская Правда» Ярослава Мудрого, ни «Соборное уложение» Алексея Михайловича не упоминают однополые связи. Отвечала за личную жизнь Церковь, но как и любое христианское течение того времени, православие рассматривала любой сексуальный контакте серьёзным грехом. 

Впервые темы секса затрагиваются в русском церковном праве – Кормчие книги XII—XIII веков, наказание за «содомию» было разным, начиная от молитвенным стоянием, постом, отбиванием поклонов и заканчивая отлучением от причастия. Степень наказания различалась в зависимости от тяжести совершенного действия, от поцелуев до коинтусом (карался равносильно с супружеской изменой) – всё это православная церковь считала грехом, неважно делаешь ли ты это с мужчиной или женщиной. В это время католическое каноническое право преследовало гомосексуалов заметно жёстче, подвергая их смертной казни, в России до этого не доходило.

В «Стоглаве» 1551 года была 33-я глава «О содомском грехе» (здесь понимался любой «противоестественный» секс, а не обязательно однополый). За нарушение она указывала покаяние и исправление, в противном случае, «отлучение от святынь», запрет ходить в церковь и принесение пожертвований. Кстати, за пьянство в этом кодексе карали суровее. В «Домострое» про «содомию» упоминалось посредственно и вскользь. Единственное место, где Церковь пыталась бороться с однополыми контактами являлись монастыри.

Петровская эпоха.

Впервые антигомосексуальные законы были введены Петром I в 1706 году, который в ходе европеизации взял немецкое право за образец и полностью скопировал его для России. Однако, устав этот был военный и не распространялся на гражданское население. Что характерно, Пётр брал за образец северную часть Западной Европы, протестантскую Англию, частично Германию и Голландию. Именно от этих европейских традиций отталкивался реформатор. Это мы можем видеть не только в абсолютном перенимании права, но и подчинении Церкви государству, что не было характерно для католической Европы, где Папский престол выступал как обособленный общественно-политический институт.

В 1706 году был издан «Краткий артикул» князя А. Д. Меншикова. Этот документ составил барон фон Гюйссен на основе немецкого (саксонского) военного кодекса, изначально артикул был только на немецком языке и предназначался для иностранцев, которые служили в российской армии. Позже закон был переведён и на русский, распространившись на все вооружённые силы Российской Империи.

«Краткий артикул» впервые в истории России ввёл в светское законодательство наказание за гомосексуальность, скопировав его с германского образца — за «ненатуральное прелюбодеяние» «муж с мужем» предусматривалась смертная казнь через сожжение. Историки отмечают, что такого рода жестокость наказания была нехарактерна для России и иллюстрирует его европейское происхождение. На практике этот закон не был применён ни единого раза.

Позже появился «Воинский устава» Петра I, вступивший в силу в 1716 году. Из «Краткого артикула» наказание за гомосексуальность перешло в новый закон. Однако степень наказания была значительно снижена: за добровольный однополый контакт полагалось телесное наказание, а в случае насилия — смертная казнь или вечная ссылка на галеры. В 1720 году был принят «Морской устав», который предусматривал аналогичное наказание за гомосексуальность.

Все уставы касались только военных, не затрагивая гражданское населения. Пётр I копировал иностранные законы без адаптации их на отечественную почву, тем правилом он пытался достичь уровня прогрессивной Европы. Но исторически сложилось, что по сравнению с остальной Европой, за гомосексуальность в России не имела под собой морально-нравственные и религиозные обоснования. В армии это рассматривалось, как нарушение дисциплины, которая в свою очередь угрожала устойчивой военной иерархии. Пётр делал это из-за соображений - «у них есть, значит и нам надо».

Элите общества постепенно прививались морально-нравственные традиции, сформированные под влиянием Католической церкви. Уже в последующих законах предполагались статьи за гомосексуализм. В «Проекте уголовного уложения 1754—1766 годов», который начала разрабатываться при Елизавете I, предполагалась статья «О содомском грехе» (ст. 2 и 3, глава 47). Само описание правонарушения не было так конкретизировано, чем в «Воинском уставе» Петра. Уже в варианте, представленный Александру I содержалось ещё более обобщённо определение — «противоестественное студодеяние». Кроме уголовного наказания, виновный нёс «публичное церковное покаяние». Привлечение Церкви к осуждению преступлений в половой сфере отражало новые, морально-нравственные обоснования для преследования гомосексуалов.

При Екатерине II в Воинском уставе степень наказания для «нравственных преступников» смягчается, телесные наказания были отменены. Сперва это декларируется в «Наказе» 1767 года, а затем оформляется в 1785 году в «Жалованной грамоте дворянству» и «Жалованной грамоте городам».

Николаевская эпоха.

При Николая I в России значительно усиливается консервативное влияние германского толка, как ответа на революционные события (восстание декабристов, волнения во Франции и Польше), появление «Священного союза», где три абсолютистские монархии (две из которых – немецкие) – Австрия, Пруссия и Россия провозглашают идеи поддержания мира, основанные на клерикально-монархической идеологии и подавлению революционных настроений в Европе. Прусско-австрийская модель развития представлялась для Николая I альтернативой французскому влиянию, связанной с революцией. Триада Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» против французской «Свобода, равенство, братство» тоже оттуда.

Долгое время, вплоть до начала XIX В России действовало Соборное уложение 1649 года. Оно никоим образом не затрагивало вопросы преследования гомосексуальности для гражданского населения, оставаясь для народа проблемой, в первую очередь, нравственной, а не юридической. Но при Николае I в истории российского гражданского права прошли большие изменения. Была проведена законодательная реформа, где в 1832 году опубликован «Свод законов Российской Империи», вступивший в силу 1 января 1835 года. Преобразования носили консервативных характер, усиливавший монархию и роль религии в государстве.В Европе к тому времени сложилось два течения по отношению к гомосексуальности: жёсткая «германская» программа (Пруссия, Австрия, Венгрия и тд.) и либеральная «романская» (Франция, Бельгия, Люксембург, Испания, Италия и Нидерланды), в последней не предусматривалось преследование гомосексуальности. Новый закон, как и при Петре, последовал примеру немецкой правовой системы, впервые криминализовавший однополые отношения для всей России. 

Позже развернулась целая дискуссия по её отмене. Так один из выдающихся юристов Российской Империи и сооснователь Конституционно-демократической партии Владимир Дмитриевич Набоков активно выступал за декриминализацию гомосексуальности. Он считал преследование гомосексуалов необоснованным, в том числе, по причине научных доказательств врождённости гомосексуализма. Набоков в некоторой степени сгладил преследование за гомосексуализм, но окончательно добиться её отмены не смог. Был изменен срок заключения в Уголовном уложении 1903 года: «Виновный в мужеложстве наказывается: заключением в тюрьму на срок не ниже трех месяцев... Покушение наказуемо». До этого наказание было суровее, срок заключения варьировался от 3-х до 8-ми лет тюрьмы.