Казачество на протяжении всей Гражданской войны было важной «составной частью» почти всех белых формирований на востоке и юге России. Несмотря на то, что некоторые казаки изначально поддержали советскую власть (Ф.Г. Подтелков, Н.М. Голубов, Ф.К. Миронов), многие выступили против. А еще больше было тех, кто колебался, успел повоевать и за белых, и за красных.
Донской атаман Алексей Максимович Каледин не признал захват власти большевиками и дал приют бежавшим генералам — родоначальникам белого дела на юге России. Атаман Оренбургского казачества Александр Ильич Дутов одним из первых выступил против советской власти в «вооруженном формате».
Донские, кубанские, уральские, оренбургские, терские, забайкальские, уссурийские казаки так или иначе приняли активное участие в боях против советской власти. Благодаря им белые первоначально имели серьезное преимущество в кавалерии, устраивая эффектные рейды по тылам красных.
Однако, «самостийность» казачества болезненно вопринималась белыми генералами. Так, известен конфликт между донским атаманом П.Н. Красновым и вождем Добровольческой армии А.И. Деникиным. Каждый из них видел себя во главе единой антибольшевистской армии. Вот только цели и методы разнились, ведь Деникин выступал за единую и неделимую Россию и считал своими союзниками англичан и французов. Атаман же Краснов делал ставку на Германскую империю, при это более всего беспокоился о своем «родном Доне».
И он в этом плане был не одинок. Намучались белогвардейцы и с непокорной Кубанской радой, которая только и думала, как замутить между делом свою «независимую республику». Разногласия с донцами и кубанцами обернулись, в конечном счете, для белых роковыми событиями: рассчитывая «договориться с таможней» (то есть с большевиками) казаки в период наиболее напряженных боев конца 1919—начала 1920 годов...морально разложились и оставили фронт. Многие из них потом дрались уже в Красной армии против поляков и врангелевцев.
Удивляться этому не стоит. Ведь если белые офицеры стремились взять под свой контроль всю Россию и уничтожить власть большевиков, то казаки скорее боролись за автономию собственных «войск» и вполне допускали возможность перемирия. Конечно, не все (уральцы и терцы в таком поведении не замечены), но тенденции — налицо.
Даже в период объединения всех белых армия под руководством А.И. Деникина, донские казаки подчинялись ему лишь в оперативном отношении, что создавало известные организационные проблемы.
«...ослушания частных начальников, как, например, генерала Мамонтова, повлекшее чрезвычайно серьезные последствия, оставалось безнаказанным...» (с) А.И. Деникин.
На белом востоке было еще веселее. Ведь местные «батьки-атаманы» Дальнего Востока опирались на поддержку японских интервентов, игнорируя даже самого Колчака! Он ничего не мог поделать с этими разнузданными полевыми командирами, горько признаваясь в этом Деникину:
«...поддержанные японцами так называемые атаманы Семенов, Калмыков, Гамов со своими бандами образуют враждебную мне группу, и до сих пор вопросы с ними не улажены, так как японцы открыто вмешались и воспрепятствовали мне вооруженной силой привести в повиновение Семенова. Последний является просто-напросто агентом японской политики, и деятельность его граничит с предательством...» (с) А.В. Колчак.
Вот такие дела. Какие уж тут большевики, когда впору воевать с тыловыми атаманами, которые зовут на помощь японцев (Колчак ранее принимал участие в обороне от них Порт-Артура, между прочим).
«Засилье казаков» и их склонность к грабежам, антагонистичное отношение к крестьянам и вообще, к не-казакам, вызывали и неприязнь у населения, что играло на руку красным.
Все эти противоречия а-ля «белые добровольцы» и «белые самостийники-казаки», «кто кого главнее» и «кто на свете всех белее?» явно не приближали победу белых в Гражданской войне. Так что, несмотря на широкое участие казачества в антибольшевистском движении, сам факт такого участия неоднозначен.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.