В описании любого военного конфликта главное внимание уделяется полководцам и масштабным битвам, оказавшим влияние на весь ход войны. Хотя еще Л. Н. Толстой призывал историков « оставить царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно-малые элементы… » ("Война и мир"). Я хочу воспользоваться советом великого писателя и рассказать об одном незаслуженно забытом сражении Первой мировой войны – бою Горийского полка у деревни Вулька Лосинецкая.
Интересную статью о заповедях русских солдат, во время Первой Мировой Войны, можно читать здесь.
Сомнительные позиции
202-й пехотный Горийский полк входил в состав 51-й пехотной дивизии (2-й Кавказский армейский корпус). В мае 1915 г. корпус занял позицию юго-западнее Томашева. Горийский полк под командованием полковника Н. В. Хенриксона окопался перед д. Вулька-Лосинецкая. Слева от него находился 13-й лейб-гренадерский Эриванский полк (Кавказская гренадерская дивизия), справа – 203-й пехотный Сухумский полк.
Оборону позиции Горийского полка затруднял характер местности. В километре за Вулькой-Лосинецкой протекала р. Уначка с болотистыми берегами и топким дном. На речке не было мостов, поэтому в случае отхода полк должен был двигаться либо по труднопроходимой лесной дороге, либо на северо-восток, в тыл Эриванского полка. На соединенной с Уначкой небольшим протоком р. Крыница имелось два моста.
Существовала большая вероятность возможного отступления. На расстоянии 500 шагов перед окопами "горийцев" находился густой Мозильский лес. Под прикрытием деревьев противник мог начать внезапную атаку.
1-й и 3-й батальоны с шестью пулеметами были расположены на передовой линии обороны. Резервный 2-й батальон был отодвинут глубже в тыл к деревне.
Атака из леса
Группа разведчиков, с утра отправленная в Мазильский лес, выяснила, что немецкие части стремительно продвигаются вперед по всему фронту. После полудня противник начал артиллерийский обстрел русских окопов, за которым последовали две атаки: на левый фланг Горийского полка и в центр позиции Эриванского полка. Обе атаки были отбиты, причем противник понес большие потери.
Неудачное наступление привело к тому, что немцы открыли мощный артиллерийский огонь. Затем они предприняли новую атаку против "горийцев" и "эриванцев", но вновь были остановлены. Солдаты Горийского полка подвергли противника обстрелу из винтовок и вынудили его отступить вглубь Мазильского леса.
"Предательство соседа"
Около трех часов дня немцам удалось прорвать русскую оборону на левом фланге корпуса. Эриванский полк получил приказ покинуть занимаемые позиции. Об этом по телефону было доложено в штаб Горийского полка. О причинах отступления сообщено не было, так как связь прервалась.
Полковника Хенриксона, естественно, крайне встревожило неожиданное "оголение" своего левого фланга. Он отдал приказ передовым батальонам удерживать позиции любой ценой. Резерв (2–й батальон) полковник "подтянул" поближе к линии обороны, приказав ему расположиться непосредственно за 3-м батальоном.
Несогласованность действий командующих и обрыв связи привели к неразберихе. Генерал-лейтенант В. О. Бенескул (командир 51-й пехотной дивизии) не знал о прорыве обороны на левом фланге корпуса, ставшего причиной отступления. Он приказал Хенриксону удерживать позиции и ждать новых распоряжений.
Отход Эриванского полка воодушевил немцев. Они усилили артиллерийский огонь против "горийцев" и вновь вышли на окраину Мазильского леса.
Интересную статью о применении химического оружия во время Первой Мировой Войны можно читать здесь.
В арьегарде дивизии
Лишь к четырем часам дня Хенриксон получил от Бенескула приказ начать немедленное отступление. Оставив противнику Вульку-Лосинецкую, Горийский полк должен был сдерживать наступление немцев до темноты.
По приказу Хенриксона 1-й и 3-й батальоны начали отступление вдоль р. Уначка по направлению на д. Кунки. Задача по обеспечению их организованного отхода возлагалась на 2-й батальон, который занял оборону в Вульке-Лосинецкой и у моста через р. Крыница (дер. Лосинец).
Отступление Горийского полка осложнялось тем, что русская артиллерия уже покинула позиции и прекратила огонь по наступающим немцам. Оставляемые "горийцами" окопы тут же занимались противником.
1-му и 3-му батальонам удалось незаметно для немцев организованно отойти на достаточное расстояние. Противник слишком поздно заметил "исчезновение" полка и предпринял яростные атаки на Вульку-Лосинецкую и Лосинец. 2-й батальон уже не мог удерживать позиции и, оставив обе деревни, занял оборону в лесу у протока между Уначкой и Крыницей.
Немецкие аэропланы засекли вытянувшиеся в колонну 1-й и 3-й батальоны, которые сразу же подверглись артиллерийскому обстрелу фугасными снарядами. Хенриксону удалось успокоить поддавшихся панике солдат. Когда огонь прекратился, колонна продолжила движение. Около шести часов вечера позиции покинул 2-й батальон.
В семь часов вечера Горийский полк в полном составе прибыл в дер. Улев, где был усилен артиллерийской батареей. Согласно приказу Бенескула, "горийцы" продолжили движение по направлению на Красноброд.
Какие выводы?
"Боевое крещение" Горийский полк принял в сентябре 1914 г. под Сувалками. Тогда "горийцы" показали себя не с лучшей стороны. Во время ночного перехода полк столкнулся с противником, солдаты поддались панике и потеряли около 20% своего состава убитыми и ранеными.
Бой у Вольки-Лосинецкой показал, насколько окреп Горийский полк после восьми месяцев войны. Еще до начала боя "горийцы" были поставлены в невыгодные условия (труднопроходимая местность, вероятность внезапной атаки противника из леса). Несмотря на это, полк в течение нескольких часов успешно отражал все атаки немцев, поддержанные сильным артиллерийским огнем.
Еще одной неожиданной "неприятностью" стало отступление соседнего Эриванского полка, которое "открыло" для противника левый фланг "горийцев". Полк Хенриксона долгое время в одиночку держал оборону, пока высшее командование не разобралось в ситуации и не отдало приказ об отступлении.
Полковник Хенриксон грамотно распределил силы. Немцы даже не сразу поняли, что большая часть полка организованно покинула позиции, а им противостоит лишь резервный батальон с двумя пулеметами. Хенриксону блестяще удалось избежать окружения превосходящими силами противника и отвести полк на новый оборонительный рубеж.
Бой Горийского полка у польской деревушки – яркий пример стойкости и героизма российских солдат. Я хочу отметить, что в этом малоизвестном бою отчетливо проявились две серьезных проблемы русской армии в годы Первой мировой войны – несогласованность действий командующих различных частей и плохая организация связи.
А теперь вопрос читателям:
Насколько правильно действовал Хенриксон?
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал - всё это мне очень поможет !
Буду рад видеть Ваши комментарии ,да мне интересно Ваше мнение, даже если оно не совпадает с моим:)
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм.
"Две войны - просто о сложном"