Какого человека можно считать образованным? А успешным?
Если у человека, например, есть высшее образование (хорошее) и он знает два иностранных языка, но при этом погряз в кредитах и созависимых отношениях, он успешен?
Если подросток сдал ОГЭ на высший балл, но доверяет всему что пишут/снимают блогеры, 24/7 страдает от социальной тревожности и не может выстраивать отношения за пределами виртуальной реальности, это хороший задел на будущее?
Если люди зарабатывают хорошие деньги, но на полном серьезе верят в сглаз, порчу, славяно-арийские веды в то, что мат меняет ДНК, это образованность?
Я думаю, что нет.
Но как вы понимаете понятие — „образование“? В прежние дни это было преимущественно словесным явлением; иначе говоря, вы могли бы заставить ребенка зазубрить хорошую энциклопедию, и он знал бы, пожалуй, больше, чем школа может дать. (В.Набоков "Лолита")
Современная система образования сложнее. Принцип "выучи и повтори" больше не работает, ибо можно навыучивать столько всякой дряни. А ведь это всё осядет и станет частью мировоззрения. Поэтому мы, люди несовершенные, но прекрасные существа, можем разбираться потрясающе в одной области и быть сущими профанами в другой. Увы и ах.
Так вот, система образования не стоит на месте, нигде ни в США, ни в России, ни в мусульманских странах. В ходе ее развития появился такой термин "функциональная грамотность".
Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней
И это очень крутая штука. Уровень такой грамотности тестируют у подростков в ходе крупного международного исследования PISA, в котором Россия, кстати, тоже участвует. Естественно, есть и исследования государственного уровня и множество программ по развитию этой грамотности. А направлений основных у нее всего шесть:
1. Читательская грамотность. Это умение читать (да не во всех странах все умеют читать), а главное понимать (!) тексты разной направленности и уровня. Вот, кстати, последнее, судя по комментариям ко многим статьям, мало кто умеет. Каждый что-то свое находит, отдаленно с текстом связанное. Одним словом, нет читательской грамотности у населения. И договоры и то, что мелким шрифтом внизу нацарапано, мало кто читает.
2. Математическая грамотность. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
3. Естественнонаучная грамотность. Это вот как раз о том, почему земля не плоская, вакцины в большинстве своем полезны, гомеопатия не лечит, а заговоры не работают.
4. Финансовая грамотность. Это основа основ современного рыночного общества. Жалко, что нас этому в школе не учили, а ведь я уже училась не в советскую эпоху с плановой экономикой.
5. Креативное мышление. Чтобы человечество развивалось, кто-то должен генерировать умные идеи. Возможно, это будете Вы или Ваши друзья или ваши дети ;)
6. Коммуникативная компетентность. Нравится нам это или нет, но нас много и мы разные, и мы будем взаимодействовать друг с другом. Хорошо бы, если максимально полезно, безопасно и приятно для каждого из нас.
Вот и все основные компетенции. В теории человек на должном уровне всем этим владеющий:
а) успешен в общепринятом понимании этого слова
б) образован
в) сможет лучше реализовать свой потенциал.
Такова новая парадигма образования. Надеюсь, Вам было интересно познакомиться с ней. Как думаете, какая компетенция у Вас развита менее других?
(с) Полина Кочеганова