Доброго дня всем читателям и подписчикам канала!
Вчера я писала о сериале «Прощальное эхо». Но этот сериал из тех, которые хочется обсуждать, а поведение героев позволяет сделать некоторые выводы. Поэтому сегодня продолжаю разговор об этом сериале, но уже с точки зрения психологии некоторых героев, в поведении которых просматривается четкая манипуляция другими людьми.
Анатолий Александрович (актер Александр Феклистов)
Герой Александра Феклистова – работник Мосторга, одинокий и достаточно циничный человек. Но его цинизм не от одиночества, а от того, что он чувствует себя неким хозяином жизни и считает возможным «ставить на место» других, если их мнение ему не нравится. Причем использует для этого не очень хорошие средства.
Интересен диалог между Анатолием Александровичем и Олегом Твердохлебом на свадьбе их общих друзей: Анатолий Александрович делает замечание Олегу за антисемитизм, называя это простым хамством. Однако, узнав, что Олег военный медик, с ходу хамски отзывается о его профессии: вроде не военный, а вроде не медик. То есть никто. Он не может не понимать, что военные - люди честолюбивые, и скорее всего, Олег сейчас вспылит. А кто окажется на коне? Конечно же, сам работник Мосторга, ведь он просто ответил антисемиту. Анатолий Александрович относится именно к тем людям, которые очень любят справедливость и беспристрастность, но(!) исключительно в своем исполнении. Он прямолинеен, но его прямолинейность переходит порой все дозволенные рамки. «Знаете, почему вас не брали замуж? Потому что мужчины не любят навязчивых и легкодоступных женщин», - говорит он Алле Денисовой, прекрасно понимая, что своими словами он унижает и оскорбляет женщину. Причем женщину, о которой он ничего не знал, ведь они только познакомились.
«А такой мужчина, как вы, только и может рассчитывать на легкодоступных и тех, которые за деньги. Потому что вы старый, абсолютно неинтересный, самовлюбленный индюк», - не остается в долгу Алла.
Но он же любит справедливость! Наверное, именно поэтому в ответ на вполне заслуженную пощечину от Аллы он решает ей отомстить. Но опять-таки по-своему, натравив на ее кооператив проверку из министерства. Итог - кооператив Аллы закрывают, а она переходит на работу в районную поликлинику. Ах, если бы только знать, что именно с ней он будет коротать старость!
Однако собственные амбиции сыграли с ним злую шутку. На предложение Юры Сенчина войти в долю издательского дела он отвечает отказом, предпочтя получить проценты с одолженной суммы. Казалось бы, если он не верит в то, что издание газеты будет делом прибыльным, - зачем тогда давать в долг значительную сумму? А если верит - почему не согласился войти в долю? Вероятно, у Анатолия Александровича были свои планы. Но он ошибся. Итог - пенсия и запоздалые сожаления.
Андрей Шувалов (актер Владимир Овчаров)
«Я не люблю, когда мной манипулируют», - говорит Шувалов своей беременной подруге, догадавшись, что в свое время она отказалась делать аборт. А что делает сам Шувалов в отношении Оксаны, которая ждет от него ребенка? Разве игра чужими чувствами не является самой грязной манипуляцией, на которую может быть способен человек?
Оксана уходит от Андрея в самое трудное для него время. И в этом уходе есть своя правота: ведь когда у Андрея было все хорошо, он играл чувствами – то с одной, то с другой. А она-то его любила по-настоящему, и семью хотела именно с ним, и ребенка только от него. Только находясь в тюрьме и не видя впереди никакой перспективы, Андрей делает Оксане предложение. Но неожиданно любящая Оксана уходит от него. Что стало причиной такого демарша? Как ни странно, именно предложение выйти замуж. Оксана наконец понимает, что его предложение вызвано не любовью, а только отчаянием, что он теперь никому не будет нужен. А если все обойдется, то он опять примется за старое, да и про обещание свое забудет.
«Мама, он со мной неделю не разговаривал, когда узнал, что я беременна. Смотрел, как на врага народа», - говорит она матери.
Шувалов - человек противоречивый. Конечно, Оксану он не любит. "Я, наверное, правда, к ней привык. Как к бородавке", - хорошенькие слова о женщине, которая ждет от него ребенка. И которой он предлагает хоть завтра расписаться. Но предлагает так, что ответить можно только "нет".
Женщина может простить все. Все, кроме лицемерия и предательства.
Что в итоге? Искусственные роды, на которых в отчаянии настаивает Оксана, и инвалидность ребенка. Если бы Шувалов настолько открыто не манипулировал Оксаной, то приближая ее к себе, то отталкивая, таких последствий можно было бы избежать.
Единственная женщина, с которой Шувалов поступает честно и откровенно, - это медсестра Наташа. Даже не женщина – девушка еще. Ей Андрей сразу говорит, что брак фиктивный, обговаривает условия. У нее у единственной нет никаких иллюзий по поводу намерений Андрея – у Андрея свой интерес, у неё свой. И самое удивительное - именно отсутствие иллюзий и разного рода манипуляций приводит Андрея и Наташу к самому настоящему семейному счастью.
Иржи (актер Артем Семакин)
Иржи учится в Советском Союзе, знает русский язык, но презирает русских, считая, их ниже европейцев. Причем именно русских, а не советских.
«Все русские без работы пьют... Что ты будешь делать в этой нищей стране?»
Другая черта характера Иржи - он жаден, но, понимая, что это некрасиво, пытается завуалировать свою жадность. «Я не люблю наглых», - говорит он об Оксаниной подруге, зашедшей к ней в гости в его отсутствие и посмевшей – о, ужас! – попить чаю с конфетами да еще имевшей наглость взять несколько штук с собой. «В ней есть все, что есть в вас, в русских. Мне не нравится это», - говорит он. Он хочет жениться на Оксане, хочет увезти ее к себе домой, поэтому делает все, чтобы она почувствовала себя неуютно в "этой нищей стране" и уехала с ним.
Свои манипуляции он продолжает и через несколько лет, когда сообщает Оксане, что ее дочь жива, и даже предоставляет в доказательство газету. Оксана не может родить ребенка, Иржи уже "достали" косые взгляды соседей, поэтому он действует по-своему. Но все его ухищрения сводятся на нет, потому что он не понял характер Оксаны - она обязательно добьется того, чего хочет. И вместо мира в семье он причиняет Оксане еще одну душевную травму.
Алла Денисова (актриса Евгения Дмитриева)
Алла Денисова тоже пытается манипулировать Шуваловым. В попытке выйти за него замуж любыми способами, она совершает фатальную ошибку. Когда у Оксаны произошли искусственные роды и родилась девочка, Алла, зная, что Шувалов хочет забрать и усыновить ребенка, дает ему совет: фиктивный брак с женщиной, имеющей медицинское образование. Она-то имела в виду себя, а он давно и думать забыл, что когда-то крутил с ней роман.
Манипуляция - достаточно серьезное обоюдоострое оружие. Как часто, добиваясь от человека какого-то определенного поведения, выгодного нам самим, мы добиваемся абсолютно обратного эффекта. И пытаясь давить на другого, часто оказываемся раздавленными сами.
Спасибо всем, кто дочитал статью до конца!