«Нравиться большинству - вот требование Планеты Кино. Я не собираюсь идти на уступки ради зрителей, этих жертв жизни, которые думают, что фильм создается только для их услады, и которые ничего не знают о собственном существовании» - эти слова можно использовать в качестве введения к описании творческого метода Анджея Жулавского, - одного из самых самобытных кинорежиссеров.
Я предлагаю Вам ознакомиться с пятью его фильмами, но предупреждаю - фильмы, мягко говоря, своеобразные!
1. «Третья часть ночи» (1971, Польша)
Как и в «Одержимой», Анджей Жулавски использует мотив двойников. В «Третьей части ночи» Марта-двойник убитой жены Михала символизирует одного из людей, имеющих божью печать. Благодаря этой печати, Марта способна совершить Чудо – родить ребенка. Благодаря прикосновению к Чуду, Михал получает шанс искупить грех потери своей предыдущей семьи. Но достаточно ли этого для получения божьей печати?
Но чем же является этот фильм? Притчей об оккупации? Предсмертным бредом больного Михала? Анджей Жулавский не дает ответа на данный вопрос и предлагает Вам найти его самим.
2. «Дьявол» (1972, Польша)
В этом фильме Бог покинул Польшу и оставил эту землю на растерзание саранче. Оставшиеся люди устроили, в преддверие Апокалипсиса, грандиозный пир во время чумы. Вообще, после изучения творчества Анджея Жулавского, создается впечатление, что этот режиссер считал, что Бога нет или он давно оставил человечество. Тем не менее, «Дьявол» был запрещен на девятнадцать лет из-за его политической составляющей.
При просмотре картины задайте себе следующий вопрос – почему режиссер практически не показывает оккупантов? Анджей Жулавски хотел показать, как разобщенное общество способно пожрать себя изнутри и для его порабощения не нужно особых усилий со стороны оккупационных войск.
3. «Публичная женщина» (1984, Франция)
Анджей Жулавский просто снял фильм о том безумном цирке, творившемся в Западной Европе 1980х годов и в этом процессе ему удалось полностью перенести динамизм «Бесов» на кинопленку. Вспомните экранизацию Вайды – она скучна. А «Бесы» - роман от которого невозможно оторваться из-за его бешеного динамизма и диалогов. И из всех просмотренных экранизаций «Бесов», только адаптация Жулавского вышла динамичной.
4. «Мои ночи прекраснее ваших дней» (1989, Франция)
Если в «Шальной любви» Софи Марсо не совсем вытянула роль осовремененной Настасьи Филипповны, по причине актерской неопытности и несоответствия такой «высокооктановой» роли ее актерскому диапазону, то в данной картине она отлично сыграла, на пределе возможностей, психически искалеченную Бланш (в любом случае Софи Марсо нужно отдать должное – сыграла Настасью Филиповну лучше, чем актрисы в советской и российской экранизации). Сцены ее сеансов ясновидения наполнены неподдельной болью и ненавистью, сцены любовных свиданий с Люкой представляют из себя коктейль из нежности и страданий.
5. «Шаманка» (1996, Польша)
По словам одного из главных героев фильма профессора антропологии Михала: «Шаманизм был первой религией человечества». Если взять описание шаманизма в любой энциклопедии, то вы прочитаете, что данная форма религии связана с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Следуя данному описанию, Анджей Жулавский показал зарождение новой примитивной капиталистической польской цивилизации. Жители новой Польши ведут себя в полном соответствии с критериями, относимым к шаманству: танцуют безумные ритуальные танцы, преклоняются перед деньгами и успешно копируют самые низкопробные образцы западной культуры и образа жизни.
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня - у меня много интересного! Также по этой ССЫЛКЕ для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).