Найти тему
İRS • Azerbaijan

Про образованность азербайджанцев и армянские сказки

Eli Smith, Harrison Gray Otis Dwight , Josiah Conder, «Missionary Researches in Armenia: Including a Journey Through Asia Minor»
Eli Smith, Harrison Gray Otis Dwight , Josiah Conder, «Missionary Researches in Armenia: Including a Journey Through Asia Minor»

Недавно мы на просторах Яндекс Дзен наткнулись на очередной армянский пропагандистский канал под названием «Narekatsí». Но он немного необычный, в отличие от своих земляков автор пишет посты не агрессивном, издевательском или глупом со стороны стиле, а делает вид, что он умён, вежлив и всегда прав. Весь канал посвящён Азербайджану и фальсификации азербайджанской истории на основе либо ничего, либо спекуляции одним источником, одной стороной спора. Причём бывает такое, что автор вообще не понимает о чём речь и попросту копирует статьи с Википедии. Мы по очереди разберёмся со статейками этого «гения» и начнём со следующей, где автор открыто пишет, что практически все азербайджанцы XIX века были необразованными в отличие от армян, при этом ссылается только на «Сборники материалов для описания племён и местностей Кавказа». Данная коллекция трудов является достаточно хорошей для изучения азербайджанцев и армян в XIX веке, но дело в том, что каждая статья в каждом номере сборнике писалась разными людьми, с разными убеждениями и мыслями, в том числе и армянами. Поэтому часто можно встретить противоречия и между статьями разных номеров, и между статьями одного и то же номера, потому что каждый автор может писать всё, что он захочет. Поэтому ссылаясь только на этот источник заявлять о том, что азербайджанцы все поголовно из-за религиозного фанатизма были необразованными, смысла нет. А мы поступим по другому.

-2

Обратимся к книге «Missionary Researches in Armenia: Including a Journey Through Asia Minor» американского миссионера Элая Смита. На 186 странице автор пишет как раз таки об образовании среди азербайджанцев:

«Мусульмане [Азербайджанцы] не только обладают очень хорошими природными талантами, но и значительно опережают армян в их желаниях и усилиях для образования своих детей. У них иногда бывают школы в деревнях, а в городах есть всегда. В Шуше есть шесть школ. Даже некоторые из их женщин, особенно дочери мулл, учатся читать, а в Нухе есть феномен в виде государственной школы для девочек-мусульманок, которая не маленькая».
-3

Как мы видим, автор в 1834 год описывает азербайджанцев образованными и как стремящихся к образованию в отличие от сами поняли кого. Армян кстати автор тоже в подробностях описывает на 191 странице:

«Процент мужчин, умеющих читать определено миссионерами, и в регионе, который попал под их обзор, это двое из десяти в городах, и двое, максимум трое из ста в сёлах. Результат опроса проведённого нами, показывает в среднем чуть более 2% для всей области [Карабаха]».

Как мы видим, американский миссионер армян описывает как неграмотных по сравнению с азербайджанцами, причём их число достигает более 2% во всём Карабахе (1/4 Азербайджана). Но покажет ли общественности это «Narekatsí» и другие армяне? Конечно же нет.

Жан Жак Элизе Реклю, «Россия европейская и азиатская», том 2
Жан Жак Элизе Реклю, «Россия европейская и азиатская», том 2

Естественно же мы этим не ограничимся и приведём вам ещё один труд по теме, чтобы окончательно поставить на место армянского блогера.

-5

На этот раз обратимся ко второму тому книги «Россия европейская и азиатская», изданную в 1884 году, Жан Жака Элизе Реклю, который исследовал Южный Кавказ и его жителей. На странице 160 автор пишет:

«Также и по образованию, во многих уездах они стоят выше русских, будучи большею частью грамотны. Многие между ними хорошо пишут по-турецки — „на языке падишахов", очень часто встречаются татары, знающие, кроме своего языка и туземных наречий, еще два литературных языка: арабский и персидский.
Татары [Азербайджанцы] в некотором отношении суть цивилизаторы Кавказа, и их язык, собственно наречие Адербейджана, служит для взаимных сношений между различными народами Кавказа, исключая армян и русских. Всех туземцев, к какой бы они расе не принадлежали, принимают обыкновенно за татар, что, конечно, указывает на отсутствие национального типа».

Как мы видим, и этот источник потдверждает написанное выше и показывает ложь пропагандисткой статьи армянина. Также «Narekatsí» написал, что на начало 20 века всего 5% азербайджанцев были грамотными, но по классике не привёл никаких доказательств.

В заключение хочется сказать, что XIX век это то время, когда уровень развития людей во всём мире был не самым высоким, что в принципе является нормальным. В то время уровень сотен тысяч азербайджанцев, армян, русских и других национальностей был также не самым высоким и упрекать за это кого-то действительно глупо. Мы не отрицаем того, что действительно была необразованность и религиозный фанатизм, но лицемерно фальсифицировать это и говорить про мифические 5% и отрицать, что среди армян было огромное количество необразованных людей считаем недопустимым. В будущем мы продолжим разоблачения армянского «гения».