Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Сегодня поговорим о крепостных музыкантах, которые, при своих талантах и трудах, не всегда имели право даже на имя.
Граф Владимир Григорьевич Орлов, получивший естественнонаучное образование в Лейпцигском университете, там же пристрастился к серьезной музыке. По субботам он музицировал на своей квартире с такими же любителями, каким был сам.
По возвращении в Россию граф получил должность главы Академии Наук. Он содержал домашний оркестр, которым руководил итальянец Галетти, но и сам любил радовать гостей собственными вокальными и инструментальными выступлениями. У Галетти учился игре на скрипке старший сын Орлова и несколько дворовых мальчиков. Известный певец-итальянец Бечи обучал вокалу обеих дочерей Орлова и нескольких "девок".
Ближайшим другом графа Орлова являлся Александр Григорьевич Гурьев, который любил приезжать к нему в гости с собственными многочисленными крепостными артистами. Особенно нравился публике маленький певчий, исполнявший арии. Он постоянно имел громкий успех. Все соглашались во мнении, что ребенок мастерски управляет своим голосом.
Иностранец-виртуоз Христиан Карл Гартман, член Французской Академии музыки в Париже, очень полюбил выступать вместе с ним на своих публичных концертах и даже включил извещение о его пении в афишу:"Мальчик господина Гурьева, заслуживший одобрение от публики, будет петь разные арии". Как видим, даже упомянуть имя или фамилию юного певчего не посчиталось нужным, хотя фамилия владельца юного дарования была обозначена.
Взять хотя бы нарышкинский роговой оркестр, куда крепостной мог попасть еще в детстве. Как известно, каждый участник оркестра "выдувал" из своего инструмента всего одну конкретную ноту. Жесткая муштра, бесконечные репетиции подрывали здоровье крепостных музыкантов. Они болели и нередко утрачивали свое имя, становясь человеком-нотой. Так, граф В А Соллогуб в "Воспоминаниях" описывает трагикомический случай.
Однажды в полицейский участок привели двоих неизвестных. Им стали задавать вопрос о том, кто есть каждый из них. Первый ответил на вопрос так: "Я - нарышкинский "до". Второй ответил "А я - нарышкинский фа-диез". В то время как роговые оркестры набирали неувядаемую славу, составляющие их крепостные теряли имя и человеческое достоинство.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!