" Я подошел к двери ювелирного магазина и позвонил в звонок. Вид у меня сейчас не самый презентабельный; единственное, что может указать на мою кредитоспособность, — это дорогие часы на руке, правда их сейчас не видно. Но меня всегда восхищало умение менеджеров таких магазинов отличать реального покупателя от просто любопытствующего, даже если любопытствующий приедет на «роллс-ройсе», а реальный будет катить перед собой тележку бездомного" (с) Андрей Круз, "Земля лишних".
Дело было давно, лет надцать тому назад.
Ваш покорный слуга в тот момент, устроившись в крупную промышленную компанию, прорабатывал вопрос закупки оборудования для создания нового производственного проекта.
С учётом прежнего опыта работодателя, было принято решение на производственных линиях не экономить, и выбирать среди реально лучшего из того, что на рынке есть.
Достаточно быстро стало понятно, что это самое пресловутое "лучшее" сводится ровно к трём немецким компаниям. Телефоны их представительств в России суть информация, доступная каждому, не забаненному не гугле.
Обзвон.
Две компании немедленно присылают своих представителей. В третьей разговор уходит куда-то в сторону, мол, все вопросы только через нашего главу, а он - человек занятой.
Вообще, на мой взгляд, практика замыкания всех важных вопросов на одного "самого главного" порочна по определению, и не ведет ни к чему хорошему. Но настаивать на верности этого тезиса не буду. Просто так, мысли вслух, исходя из личного опыта.
Проявив некоторую настойчивость, нахожу мобильный телефон этого ну очень занятого человека.
Дозваниваюсь. И получаю шикарный от ворот поворот. Дескать, Алексей, у меня море важных дел, и мне не до вас. Но, если хотите, то в день такой то, недели через две, я, "проездом из села Шишиги в Монте-Карло", смогу уделить вам минут пятнадцать времени. Мы можем пересечься в аэропорту Шереметьево в таком-то зале.
Ну нихрена себе?!
Нет, сам по себе я - величина небольшая, и короны на голове не ношу. По крайней мере, в рабочие дни. Но оборудование-то было действительно дорогое; опять же, компания-работодатель - лидер рынка с миллиардными оборотами.
Ну ладно, ладно, пошел я нафиг. При этом, правда, приложил определённые усилия, чтобы именно эта компания более никаким образом в данном тендере не то, чтобы не участвовала, а и даже имени её нигде у нас на заводе не светилось. По-моему, честно.
________
И вроде бы история на этом закончилась. Я даже уже и думать забыл про этот инцидент. Но спустя год бумеранг кармы вернулся, и раздал, что называется, всем сестрам по серьгам.
На работе появился новый коллега, очень грамотный специалист-технарь с колоссальным опытом работы в отрасли и широчайшим кругом профессиональных знакомств и связей. В отличие от меня, больше тяготеющего к маркетингу, этот человек был «железячником» в чистом виде. Чтобы оставаться в теме, он постоянно посещал профильные выставки по оборудованию, которые я, к стыду своему, зачастую игнорировал.
Вернувшись с одной такой выставки, Юрий (так звали моего нового коллегу) поинтересовался у меня, как и почему получилось так, что мы не рассматривали при закупке оборудования компанию, которая… которая в лице руководителя своего представительства дала мне от ворот поворот.
Я вкратце рассказал, что было и как, и в свою очередь, попросил уточнить, с чем связано его любопытство.
Отсмеявшись, Юра рассказал следующее.
Оказывается, отфутболивший меня глава представительства случайно встретился с Юрой на очередной выставке, и настойчиво, с нотками истерики, начал задавать вопросы – мол, почему мы не участвовали в вашем тендере.
Выяснилось, что те ребята, которые в итоге ставили нам железо по проекту, выпускают раз в год что-то типа газеты-молнии для внутреннего пользования. В очередном выпуске этой газеты была статья: дескать, пока наши конкуренты отдыхают и сосут лапу, мы отработали хороший контракт в Китае и великолепный в России. Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее, а по итогам года все причастные получат соответствующие премии. Ура нам, таким хорошим и замечательным, и всё такое.
Эта газета попала в том числе в головной офис их конкурентов (коммерческую разведку никто пока не отменял). Там, прочтя её, руководители озадачились – найти, какие контракты были отработаны, понять, почему они не приняли участие в них, и наказать виновных. Соответственно, на момент общения Юрия с очень большим и важным российским главой представительства под последним стул не то, чтобы шатался, а уже разваливался на части.
____
Прошли годы.
Наши с Юрой пути давно разошлись, а коллектив представительства компании – моего «обидчика» сменился практически полностью. Ушел и этот руководитель. Точнее, его ушли.
Я же с тех пор стал отрабатывать все контакты гораздо тщательнее, чем на заре карьеры. Пример того, как не надо работать – вот он, в полный рост.
Не плюй в колодец. Прилетит ответка – не утрёшься…