На этом веломаршруте вы познакомитесь с двумя очень интересными объектами: заброшенным советским аэродромом Вещево и природным чудом - Заказником "Раковые озера".
Маршрут начинается на станции пригородных поездов Гаврилово, куда я доехал на электричке от станции Шувалово. Людей в поезде было много, час с лишним времени пути я стоял в тамбуре вместе с велосипедом.
Часть дороги от станции Гаврилово до поселка Вещево - подразбитый грузовым транспортом грунт, а часть - вполне хороший асфальт с не очень интенсивным движением.
Подъезжая к поселку Вещево, я, как обычно, не стал уточнять местоположение по навигатору, думая, что желаемый объект увижу прямо с дороги. Однако, оказавшись у поселкового мемориального комплекса с братской могилой и танком ИС-3, я понял, что пропустил поворот на аэродром и нужно возвращаться назад. Я предполагал, что на территорию бывшего аэродрома очень легко заехать, однако блуждал по разным тропкам минут двадцать, прежде чем наконец-то перед моими глазами появился первый из заброшенных ангаров.
Аэродром в Вещево, теперь уже бывший и заброшенный, был построен в 1952 году в 23 километрах к востоку от Выборга. В разные годы на аэродроме несли боевое дежурство эскадрильи на МиГ-15 из 41-й истребительной авиадивизии ПВО (город Пушкин); 20-я истребительная авиационная дивизия ПВО; 66-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В 1993 году воинская часть "Вещево" была расформирована; последний боевой вылет с аэродрома состоялся 25 ноября 1993 года. Сейчас здесь царит разруха, все зарастает деревьями и кустарниками, местами сохранились бетонные дорожки. На саму взлетно-посадочную полосу я не ходил, возможно, она тоже в нормальном состоянии. У одного из ангаров я устроил короткую чайную паузу.
Выехать с территории аэродрома обратно на асфальтовую дорогу оказалось непросто, я опять начал блуждать и вместо этого решил выехать на лесную дорожку в направлении к Ториковскому озеру (по навигатору я не езжу, но определяю через телефон свое местонахождение). По лесному участку, тянущемуся до автодороги 41К-181, мне весьма понравилось ехать; встретилась парочка грибников.
Недалеко от поселка Грибное, в зарослях скрыты руины финского военного сооружения - дота линии Маннергейма (Муолаа).
Далее по асфальтовой дороге я еду к заказнику "Раковые озера". Ближайшие населенные пункты к заказнику - Стрельцово, Климово и Гранитное. Сначала я сомневался, а вдруг на территорию нельзя на велосипеде, но запрещающих табличек (помимо стандартных запретов проезда на машинах, разведения костров и т.п.) нигде не было. Но заказник закрыт для посещения в период с 1 апреля по 15 июля (чтобы вы не тревожили птичек).
На территории заказника два озера - Охотничье и Большое Раковое. Цитата с сайта: "Обмеление и зарастание озер способствовали возникновению подходящих мест обитания и богатой кормовой базы для различных водоплавающих и околоводных птиц. В периоды размножения и миграции здесь наблюдается большое видовое разнообразие и высокая концентрация птичьего населения – уток, лебедей, чаек, крачек и др."
В заказнике обустроены две экотропы (исторический и экологический маршрут). Исторический маршрут короткий (здесь проходила Линия Маннергейма), а экологический - довольно протяженный, 8 км. На тропе есть две орнитологические вышки для наблюдения за птицами (разумеется, просто так их скорее всего не увидишь, следует взять с собой бинокль).
Поскольку время моего пребывания в заказнике было ограничено временем отправления обратных электричек, после заказника я без остановок поехал к ближайшей станции пригородных поездов Лейпясуо. Возможно, я еще съезжу повторно в этот заказник, тем более что в районе Лейпясуо сохранились доты линии Маннергейма, а для разнообразия можно добавить еще другие озера.